В ежегодном отчёте о работе "Комиавиатранса" за прошлый год говорится, что чистый убыток предприятия - 209,4 млн руб. Это на 57 млн больше, чем в 2015 г.
"Комиавиатранс" создали в 1998 г. на базе государственного авиационного предприятия "Комиавиа". Единственный акционер - республика в лице Минимущества Коми. В парке: 32 вертолёта Ми-8 различных модификаций, 33 вертолёта Ми-2, четыре самолёта L-410 и пять самолётов Embraer ERJ-145 (шестой ожидается).
Корреспонденты "АиФ-Коми" выяснили, какими направлениями занимается перевозчик и что собирается делать, чтобы выжить.
"Комиавиатранс" работает в трёх направлениях: авиауслуги и грузоперевозки, содержание аэропортов и пассажирские авиаперевозки.
На рынке грузоперевозок предприятие не единственный игрок. Эти услуги предоставляют как минимум семь компаний и в республике, и в соседних регионах. И доля "Комиавиатранса" сокращается: в 2015 году её оценивали в 47%, а по итогам 2016 года - уже 38%.
Не лучше положение компании и в пассажирских перевозках. Монополистом компания является на рынке обслуживания аэропортов - она выступает главным оператором аэропортов и посадочных площадок Коми. На предприятии признают - содержание аэропортов убыточно. В основном это касается Воркуты, Печоры и Усть-Цильмы - там особенно небольшие объёмы вылетов, они тупиковые.
Помимо этого, в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) сократилось число вылетов из всех аэропортов региона: на 417 - в Сыктывкаре (до 4513), на 39 - в Ухте (до 2526), на 284 - в Печоре (до 1113), на 565 - в Воркуте (до 1550), на 560 - в Усинске (до 3882), на 236 - в Инте (до 552), на 195 - в Усть-Цильме (до 709). Это объясняют изменениями политики авиакомпаний, отменой ими части рейсов. Также влияет на ситуацию уменьшение пассажиропотока на международных рейсах из-за нестабильной экономической и политической ситуации.
Согласно отчёту, "Комиавиатранс" пытался стабилизировать ситуацию, но предпринятых мер оказалось недостаточно. Все они оказались не столь эффективными. На предприятии решили провести реорганизацию и выделить из своего состава две "дочки": ООО "Международный аэропорт Сыктывкар" и ООО "Аэропорты Республики Коми".
Чтобы не просесть окончательно, региональная авиакомпания ищет инвесторов и способы привлечь деньги из других регионов за счёт увеличения объёма перевозок из местных аэропортов, у которых нет собственных авиапредприятий. Кроме того, хотят нарастить доходы, эксплуатируя Embraer на регулярных рейсах за пределами Коми.
При этом предприятие всё это время не остаётся один на один с финансовыми проблемами: в прошлом году из бюджета Коми выделили 555 млн рублей, что на 32 млн рублей больше, чем в 2015 году. Эти деньги пошли на возмещение выпадающих доходов (197,7 млн рублей), на компенсацию потерь в доходах от аэропортовой деятельности (22,5 млн рублей), на выполнение региональных авиаперевозок (332,8 млн рублей) и реализацию дополнительных мер по занятости населения (2 млн рублей).
Аргументы и факты