Одним из основных поставщиков продукции для Крымской железной дороги (КЖД) после вхождения полуострова в состав России в марте 2014 года стало ФГУП "Исследовательский институт "Спектр", подведомственное Росжелдору (структура Минтранса), следует из базы данных "Спарк-Маркетинг". Согласно этим данным, только за 2016 год и за январь-июль 2017 года предприятие заключило контрактов с КЖД на 1 млрд руб.
"Спектр" занимается поставкой специализированного железнодорожного оборудования по всей России, а для Крымской дороги в основном оказывает услуги по ремонту локомотивов и поставляет рельсы. В 2017 году КЖД заключила со "Спектром" четыре контракта. Самым крупным был контракт на поставку рельсов длиной по 100 м и общей массой 3,9 тыс. т, его сумма составила 289 млн руб. Сам "Спектр" в 2017 году закупил без конкурса партию аналогичных рельсов (длиной по 100 м и и весом 3,9 тыс. т) у филиала РЖД "Росжелдорснаба". Сумма этого контракта составила 166 млн руб., то есть в 1,7 раза меньше. Даты контрактов практически совпадают: первый предполагает поставку в период с 22 июня по 31 декабря, второй - с 20 июня по 31 декабря.
Крымская железная дорога в 2016 году провела ремонт 30 км путей, сообщила пресс-служба компании. Тогда стометровые рельсы планировалось использовать на участке Краснопартизанская - Пролетная, находящемся в центре полуострова. До 2020 года компания планирует реконструировать еще почти 370 км путей, говорилось в сообщении компании.
Представитель "Спектра" заявил РБК, что предприятие начало работать с КЖД после того, как "возникла проблема" с доставкой стометровых рельсов на полуостров. "Нам дали задание (Минтранс. - РБК) проработать механизм доставки этих рельсов на территорию Крыма", - сказал он. По его словам, "Спектр" проработал все необходимые регламенты и механизмы и начал доставку. Такое значительное увеличение стоимости рельсов при перепродаже в Крым собеседник РБК объяснил логистическими расходами: доставка включает паромную переправу, использование специальных поездов, наемные бригады обслуживания и т.д. "По большому счету, мы работаем за 2-3%", - заключил представитель "Спектра".
По этим контрактам "Спектр" уже проверяла прокуратура, утверждает представитель предприятия. "Мы за каждую запятую отчитались", - сказал он.
Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров соглашается, что доставка таких грузов в Крым достаточно дорога. К тому же логистика не отлажена, добавил эксперт. Младший партнер консалтинговой компании "НЭО Центр" Александр Ракша также считает, что перевозка такого груза стоит дорого. "Удорожание в принципе реалистичное", - признает он. По его словам, перевозка рельсов действительно требует разработки специального регламента, и это трудоемкий процесс.
"Спектр" уже не первый год поставляет рельсы в Крым. В 2016 году ?стоимость контракта с КЖД составила 216,6 млн руб. за 2730 т, следует из данных "СПАРК-Маркетинг". Эти рельсы предприятие также закупило у "Росжелдорснаба". Однако стоимость этого контракта неизвестна. На сайте госзакупок она не указана.
Стометровые рельсы в России делают только два завода - Evraz и "Мечел". Это основные поставщики РЖД, еще один клиент этих заводов - Московский метрополитен. План закупок РЖД всех видов рельсов на 2017 год составляет 850 тыс. т, заявил президент РЖД Олег Белозеров в интервью "Интерфаксу" в мае 2016 года. РЖД является крупнейшим постоянным заказчиком рельсов в стране, закупающим их в больших объемах и со значительной скидкой, заявил РБК представитель компании. Закупка государственным предприятием у РЖД позволяет оптимизировать стоимость продукции, а также упрощает процедуру поставки, сказал он.
Представитель Evraz отказался комментировать, известно ли компании о том, что эти рельсы попадут в Крым. Он также не стал комментировать, готова ли компания сама поставлять рельсы для КЖД. "Потребителем наших рельсов является РЖД, регионы дальнейшего их использования нам неизвестны", - сказал представитель "Мечела". ?Представитель Минтранса отказался от комментариев.
После вхождения Крыма в состав России в 2014 году в правительстве были дискуссии о том, кому должна принадлежать КЖД. Тогдашний президент РЖД Владимир Якунин был против того, чтобы дорога вошла в состав монополии. В итоге в декабре 2015 года правительство передало КЖД в собственность Росжелдора, подведомственного Минтрансу.
РЖД напрямую с Крымской железной дорогой почти не сотрудничает. Согласно данным "СПАРК-Маркетинга", РЖД только предоставила крымской компании семь электричек в аренду на 2017 год (стоимость контракта - 203 млн руб.).
РБК