Пока покупательская способность россиян не растет, представители швейной отрасли Санкт-Петербурга активно ищут выходы на внешние рынки. По данным ФТС, отечественные компании в первом полугодии 2017 года отправили за рубеж товаров на 484 млн долларов, что на 20% больше прошлогоднего показателя. По оценке ассоциации Союзлегкопром, на предприятия Северной столицы может приходиться от 10 до 20% этого объема. Это коррелирует с данными Северо-Западного таможенного управления, через посты которого за последние полгода было вывезено одежды, текстиля и обуви на 72,4 млн долларов, то есть на 13% больше прошлогоднего. Но эти цифры не отражают полной картины. Петербургские предприятия могут вывозить свои товары через другие регионы. И наоборот, ничто не мешает соседям экспортировать через Северо-Западную таможню.
По статистике СЗТУ, главным покупателем российских тканей стала Южная Осетия. За первое полугодие она потратила на них 2,5 млн рублей. Заказчиком вполне могло выступить дочернее предприятие "БТК Груп" в Цхинвали. Ключевыми потребителями готовой одежды остаются Казахстан и Белоруссия. Но отечественный производитель ищет путь в Европу. К примеру, из 10 тысяч мужских курток и пальто, отправленных за рубеж, почти половина уехала в Швецию и Исландию. Из 60 тысяч мужских костюмов и брюк почти треть была доставлена в Латвию и Швецию. Женскую верхнюю одежду отправляли в Финляндию, а костюмы, блузки и брюки - в Литву.
В Союзлегкопроме в числе крупнейших петербургских экспортеров, помимо БТК, называют производителя спортивной экипировки RedFox. Получить комментарий от компании на момент публикации не удалось, однако ранее предприятие сообщало, что ее товары продаются в Норвегии, Гренландии, Чили, Индии, Англии, Чехии, Киргизии и Казахстане. В 2016 году компания рассчитывала получить от зарубежных поставок 10-15% выручки.
Другие петербургские производители сообщили, что пока лишь экспериментируют с экспортом. Так, "Трибуна" начала поставки в Израиль и Казахстан, а сейчас ведет переговоры с несколькими странами Восточной Европы. "Но в этом году вряд ли они займут более 1% продаж, российский рынок нам более интересен", - говорит Александр Никулин. Систематического экспорта пока нет и у Stayer. "Пока это разовые поставки", - подчеркнула Марина Панарина.
Но главный тормоз отечественного легкопрома уже найден. 24 августа, в ходе визита в Рязань, президент Владимир Путин заявил, что треть ввозимой в Россию одежды - контрафакт и контрабанда. Это обесценивает меры государственной поддержки отечественных производителей. В то же время глава государства призвал снять избыточные барьеры для импорта сырья, признав, что качество российского "зачастую отстает".
Фонтанка.ру