Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) констатирует сужение сегмента частных АЗС, призывает региональные власти разработать меры поддержки мелких трейдеров на рынке розничной продажи топлива.
Руководитель УФАС Михаил Теодорович сообщил на пресс-конференции в среду в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Нижнем Новгороде, что мелкие розничные трейдеры топливного рынка, не имеющие своей переработки и оптовых продаж, постепенно уходят с рынка, происходит сужение этого сегмента.
По его оценке, одной из причин такой тенденции стало уменьшение количества старых автомобилей и "прагматичных потребителей", для которых цена на топливо имеет приоритетное значение, на фоне роста числа потребителей, которые хотели бы видеть на АЗС дополнительные услуги и комфортные условия.
"Развить дополнительный сервис можно лишь инвестировав деньги, и крупные игроки этим заняты - они всего лишь идут за нами с вами, за потребителями. Но вот тут возникает проблема у игроков малых - у них нет ресурсов для инвестиций. В результате этот рынок сужается и в смысле сокращения количества игроков, и в смысле доли продаж в этом сегменте в сравнении с объемом рынка. Это - не очень хорошая новость. "Нехорошесть" этой новости состоит в том, что, как и с едой, нужна борьба за цену, нужна игра рынка", - сказал М.Теодорович.
Он пояснил, что в случае с мелкими трейдерами цена "назначается здесь и сейчас, хозяева находятся тут, они реагируют на живую ситуацию". Крупные игроки, в свою очередь, устанавливают цены централизовано и надолго.
"Здесь мы, к сожалению, не видим иного выхода кроме как содержательное вмешательство властей субъекта региона. Риски исчезновения сегмента (мелких трейдеров - ИФ) - высоки, и они нарастают. В связи с этим мы направили предложение в адрес правительства Нижегородской области, губернатора и там ставим вопрос об этом, вносим предположение, что без мер поддержки долго ему не прожить и, конечно, выражаем готовность участвовать в этих мерах", - сказал руководитель УФАС.
М.Теодорович сообщил, что обращение было направлено около двух недель назад, и в настоящее время УФАС ожидает ответа. Среди мер возможной поддержки он назвал льготное налогообложение по налогу на имущество, проекты поддержки инвестдеятельности, компенсацию части процентной ставки по кредитам.
При этом руководитель УФАС отметил, что предварительно необходимо "оцифровать и сегментировать размер явления, чтоб понимать, при каких продажах, при каком протоке топлива, какие проблемы и в каком территориальном разрезе люди (трейдеры - ИФ) решают".
"Сочетание нескольких моделей поддержки в одном рынке, который нуждается и в одном, и в другом, и в третьем может дать хорошую синергию. При достаточной сегментации это может доставить весьма заметный эффект, при том что сами объемы мер поддержки не так-то и велики", - считает глава УФАС.
М.Теодорович отметил необходимость обсуждения этих шагов также в разрезе формирования новой стратегии развития Нижегородской области, разработка которой должна начаться в ближайшее время (стратегия до 2035 года - ИФ).
Он добавил, что в адрес облправительства было направлено обращение, в котором указывается, что в стратегии развития региона должны учитываться интересы нового поколения.
Руководитель УФАС подчеркнул, что "люди, которых еще не было в момент начала перестройки, ведут сейчас наиболее активную деятельность", а старшее поколение наоборот постепенно уходит от активной работы. В связи с этим необходимо учитывать ментальность нового поколения, учитывать их интересы в стратегии на будущее.
"Я полагаю, что без этого стратегия не сработает, не решит тех задач, которые ставятся", - добавил он.
Интерфакс Россия