Реформирование лизинговой отрасли приведет к реструктуризации рынка лизинговых услуг, но практически не изменит показатели рыночной концентрации. К такому выводу пришли специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, которые исследовали деятельность лизинговых компаний.
Исследование проводилось в связи с предстоящим введением саморегулирования лизинговой отрасли, что предусмотрено разработанным Минфином проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности".
Документ содержит ряд дополнительных требований к юридическим лицам, имеющим намерение осуществлять лизинговую деятельность, в том числе требование о наличии собственных средств определенного размера. Поэтому за переходный период лизинговым компаниям надлежит поэтапно привести собственные средства в предусмотренные законом минимальные объемы: при балансовой стоимости активов 500 млн рублей и более - 70 млн рублей, при балансовой стоимости активов менее 500 млн рублей - 20 млн рублей.
В связи с этим исследование деятельности лизинговых организаций на рынке проводилось по трем условным сегментам в зависимости от текущего размера их собственных средств: компании с собственными средствами до 10 млн рублей, от 10 до 30 млн рублей и свыше 30 млн рублей.
В состав первого сегмента компаний, которые не обладают собственными средствами в минимально требуемом в первой части переходного периода размере, входит большое количество компаний (37,03% из прошедших анкетирование организаций), однако на их долю приходится 9,48% заключенных договоров лизинга и 3,27% общего объема лизинговых платежей. Во второй сегмент вошли 15,45% компаний (2,56% договоров и 5,3% лизинговых платежей, соответственно).
Третий сегмент оказался самым многочисленным - 47,52% компаний, имеющих собственные средства от 30 млн. рублей, с суммарным объемом платежей 91,95% всего объема лизинговых платежей, начиная с 31.12.2015 г. Как следует из отчета ФАС, большинству участников этой группы компаний не придется нести издержки на привлечение дополнительных средств: только 22,7% организаций имеют собственные средства менее 70 млн рублей и только 13,5% - ниже 50 млн рублей. В эту группу вошли лидеры федерального рынка лизинговых услуг: АО "ВЭБ Лизинг" с долей 11,94%, АО "ВТБ Лизинг" (9,43%), АО "Сбербанк Лизинг" (6,9%). Компании под контролем государства (АО "ВЭБ Лизинг", АО "ВТБ Лизинг", АО "Сбербанк Лизинг", ПАО "ГТЛК", ОАО "ИФК", АО "МСП Лизинг") занимают почти треть рынка - 29,72%. Все они соответствуют требованию к минимальному размеру собственных средств согласно проекту федерального закона.
Негативные сценарии после принятия законопроекта, смоделированные в исследовании, показали, что даже при уходе с рынка всех компаний первого сегмента в начале переходного периода и при уходе с рынка компаний с собственными средствами менее 20 млн рублей после завершения переходного периода, перераспределение клиентов в пользу лидеров рынка и "миграция" лизинговых платежей (более 150 000 млн рублей в настоящее время) мало повлияют на расстановку сил. Проведенные на основе такого допущения расчеты не показали возможности существенных изменений концентрации на федеральном рынке лизинговых услуг.
На момент проведения исследования на учете в Росфинмониторинге состяло 2 790 юридических лиц, данные по запросу ФАС представила 791 компания, их них в 2017 году лизинговую деятельность осуществляли 686 компаний, большая часть которых сосредоточена в таких регионах, как г. Москва (28,6%); Ленинградская область (10,4%); Самарская область (3,8%); Республика Татарстан (3,3%); Челябинская область (3,3%); Ярославская область (2,9%).
Все о саморегулировании