← Автосервис, запчасти, шины

Шинную промышленность Китая ждут очередные изменения

Китайская шинная промышленность сейчас находится в сложной ситуации: Еврокомиссия в августе приняла решение начать антидемпинговое расследование в отношении произведенных в Китае грузовых и автобусных шин, а собственное правительство продолжает курс на снижение вредных выбросов при производстве, что уже привело к приостановке деятельности даже закрытию ряда заводов.
В принципе, к антидемпинговым расследованиям Китаю не привыкать - все началось в 2009 году, когда Штаты решили ввести антидемпинговые санкции против выпускаемых в Китае шин. Конечно, санкции, затрагивающие сектор, были и раньше, но именно действия 2009 года оказали заметный эффект на китайский шинный бизнес: многие игроки рынка начали инвестировать средства в запуск производства за пределами Китая и ускорили свою международную экспансию. Более мелкие производители или увеличили свою банковскую заложенность, или обанкротились, или были поглощены крупными компаниями. С тех пор США и многие другие государства установили новые, более жесткие антидемпинговые и уравнительные пошлины, а китайские компании в ответ на это продолжили расширять зарубежное производство, причем некоторые готовы создать его даже в самих Штатах.
До последнего времени Европа применяла более дипломатический подход - повышала стандарты качества шин. В теории смысл такого подхода заключался в том, что от производителей потребуется увеличение инвестиций, а это, в свою очередь, приведет к росту цен на шины в Китае до более "разумного" уровня. Проблема в том, что на практике это не сработало. Особенно тяжело было в секторе коммерческого транспорта, где перевозчики могли убедиться, что дешевый импорт привлекательнее восстановленных протекторов европейского качества (и европейских же цен). Как следствие, заметно просел сектор восстановления шин.
Поэтому новость об антидемпинговом расследовании ЕС в отношении китайских шин так важна: во-первых, это означает отказ от политики "единого игрового поля" в направлении, напоминающем протекционизм в стиле США, во-вторых, возможно, в сегменте новых шин борьба с китайским импортом будет эффективней, чем в сегменте восстановления. Однако европейское производство по иску требует значительного времени, и даже если по итогам расследования станет ясна необходимость введения антидемпинговых тарифов, сложно оценить, что и когда это будет означать на практике.
Меж тем в Китае в конце июля этого года завершился очередной этап глобальной инспекции предприятий по проблеме загрязнения воздуха и вредных выбросов. С 7 по 20 июля правительственные инспекторы провели аудит 5322 предприятий и нашли нарушения в четверти случаев.
Основной проблемой оказался контроль над летучими органическими соединениями (ЛОС). Одним из крупнейших источников ЛОС стала именно каучуковая и пластиковая промышленность. Для производителей шин это большая проблема: их заводы и заводы поставщиков сырья имеют шансы быть временно или постоянно закрытыми из-за несоответствия эко-требованиям. В результате цены на сырье растут по всей стране: например, фьючерсы на сталь в середине августа поднялись до максимума за более чем четыре года. Ну и, конечно, это означает - даже если шинный завод прошел проверку и его поставщики сохранили производство открытым - значительный рост расходов. Добавляем к этому рост расходов с начала года, действующие антидемпинговые тарифы в США и возможные тарифы в Европе и получаем одно - цены на шины в Китае неминуемо вырастут, а часть мелких компаний покинет рынок навсегда, уступив свою долю рынка крупным и матёрым игрокам.
Topof.ru