Поставщики соли прогнозируют повышение цен на 10%, рассказали "Известиям" в "Руспродсоюзе". А в "Соли Руси" считают, что это может произойти уже к концу года. Грядущий рост цен связан с дефицитом вагонов для перевозки продукции. Из-за нехватки подвижного состава сокращаются отгрузки. Тем временем продажи соли уже начали падать, следует из данных Росстата. Если в ближайшие месяцы ситуация с транспортировкой продукции не улучшится, это может привести не только к подорожанию соли, но и к ее дефициту на полках магазинов.
Российские соледобытчики уже сократили отгрузки торгующим организациям в связи с нехваткой вагонов для перевозки соли. Об этом "Известиям" сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти "Руспродсоюза" (объединяет в том числе производителей соли) Алексей Тюник. По его словам, на рынке железнодорожных перевозок наблюдаются проблемы с предоставлением необходимого количества подвижного состава. В результате отправить необходимое количество соли не всегда возможно. Как следствие - объемы неотгруженных запасов растут, а склады торговых операторов пустеют.
Алексей Тюник подчеркнул, что "если ситуация с вагонами не изменится, тарифы на доставку операторами будут расти, а на рынке создастся дефицит, то реальны риски повышения цен на данный вид продукции". Он отметил, что в октябре на рынке технической соли рост цен в оптовом звене составил 10%. Стоимость этого товара достигла 3 тыс. рублей за тонну. Соотвественно, розничные цены могут вырасти сопоставимо.
Коммерческий директор "Руссоли" Алексей Булычев разделяет эти опасения.
- Сегодня производители испытывают дефицит вагонов для перевозки соли. Проблемы с подачей составов и ростом ставок перевозчиков возникли в конце 2016 года. Особенно критическая ситуация сложилась на рынке технической соли, на сегодняшний день только по нашей компании объем оплаченных, но не отгруженных вагонов составляет более 4 тыс. штук, - рассказал он.
По его словам, на рынке пищевой соли наблюдаются схожие проблемы, связанные с отгрузкой продукции.
- Если ситуация с вагонами не разрешится, существуют предпосылки к дефициту соли и росту расходов на ее доставку до потребителей, - сказал он, добавив, что производители давно не увеличивали отпускную цену на этот вид продукции.
Между тем, президент акционерного общества "Соль Руси" Станислав Черкасов считает, что на полках магазинов к концу года отечественная соль подорожает почти на 5%, а импортная класса "Экстра" - почти на 10%.
В РЖД "Известиям" сказали, что принимают необходимые меры по обеспечению вывоза всего объема предъявляемого к перевозке груза. Также в компании отметили, что осведомлены о трудностях с вывозом продукции, подчеркнув, что речь идет не о пищевой, а о технической соли.
- Что касается тарифной политики, то плата за перевозку грузов складывается из инфраструктурной составляющей и из платы за пользование вагонами, которые принадлежат частным владельцам. При этом уровень вагонных ставок не регулируется и определяется на рыночных принципах, - пояснили в пресс-службе РЖД, отметив, что уровень тарифов компании не менялся с начала 2017 года, когда по решению Федеральной антимонопольной службы была проведена индексация ставок на 6%.
Продажи соли уже начали падать из-за снижения запасов. Согласно данным Росстата, в сентябре они снизились на 10% по отношению к августу. На 1 октября товарные запасы соли в торгующих организациях сократились почти на 10% в сравнении с сентябрем. Тем не менее глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отметил, что розничная торговля пока не ощущает проблем - жалоб от торговых сетей на то, что продавать нечего, не было.
В Минсельхозе оперативно не ответили на вопрос "Известий" о ситуации, сложившейся на соляном рынке России.
Известия