← ЭДО, ИТ в логистике

Эксперты оценили перспективы телемедицины для осмотра водителей

Идею по проведению медосмотров водителей посредством телемедицины в начале декабря 2017 года поддержал профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству: депутаты уверены, что предлагаемые изменения помогут внедрить цифровую экономику в сфере здравоохранения, а также позволят осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья шоферов.
Первый опыт дорожной телемедицины оказался позитивным, но в регионах к системе относятся настороженно. Эксперты рассказали о том, чем она лучше, а чем хуже существующей, и кто будет покупать оборудование для связи водителей и врачей.
Нововведение предполагает дистанционные осмотры водителей с помощью специального оборудования - предполагается, что водитель автобуса в отдаленном селе или дальнобойщик на трассе сможет связаться с врачом и в формате видеозвонка пройти предрейсовый медосмотр и получить путевой лист. Сейчас для этого с врачом нужно встречаться лично.
"Должно быть, как минимум, несколько альтернатив (телемедицине), так как интернет есть не везде, к тому же оборудование недобросовестный водитель при желании может обмануть", - сказал ТАСС председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.
Он уверен, телемедицина для медосмотров уместна для проверки водителей, работающих в пределах больших городов, где есть стабильный интернет и стационарные пункты для виртуальных предрейсовых проверок. Для дальнобойщиков же, тех, кто ездит через всю страну, это может стать проблемой из-за нестабильной связи или отсутствия денег на мобильном устройстве для интернет-соединения.
"А если сервер перестанет работать? Как достать этот виртуальный путевой лист? Если на портале технический сбой - водители встанут где-то между Калининградом и Владивостоком, и перевозки остановятся?" - задался вопросом эксперт.
Альтернативой, считают эксперты, могут стать проверки сотрудниками ГИБДД, создание обширной сети стационарных комплексов с телемедицинской связью на дорогах, автовокзалах и пунктах остановки водителей.
Между тем первый опыт применения телемедицины для осмотров показывает, что стабильную связь на российских дорогах установить все-таки можно. По словам Ярослава Щебинина, председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист", готовая для внедрения система уже есть, она протестирована и способна работать.
"Внедрением телемедицины мы занимаемся три года, в прошлом году провели пробег по России от Севастополя до Владивостока и обратно. И на всем протяжении дороги на федеральной трассе раскладывали оборудование и через мобильный интернет проходили медосмотры так, как это могли бы делать дальнобойщики", - рассказал собеседник агентства.
Плюсов, по словам Щербинина, достаточно - это возможность для водителя пройти медосмотр в любом месте, стабильность и объективность анамнезов, полученных с помощью приборов на устройстве. Опасений, что водители будут обманывать врача, эксперт не разделяет.
"С врачом можно договориться, условно говоря, дать конфетку, убедить, чтобы поставил соответствующую отметку. А тут получаются объективные данные, под видеозапись. Водитель измеряет давление, "продувается", обмануть эти приборы сложно", - сказал Щербинин.
Многие эксперты в регионах относятся к телемедицине позитивно - в труднодоступных районах, где связь найти проще, чем медика, это сильно упростить жизнь водителям. По мнению главы исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Республике Дагестан Джамалудина Шигабудинова, существующая система работает неэффективно.
"Люди выходят без соответствующих осмотров. Может быть, это и есть одна из причин аварийности на дорогах, особенно на общественном транспорте, маршрутных такси, междугороднем транспорте", - сказал он.
Вместе с тем вопросы у экспертов возникают к материальной стороне нововведения. Зиновий Лудчак считает, что государство в итоге обяжет самих перевозчиков приобретать необходимое оборудование, которое достаточно дорогое.
Нововведение может прижиться в случае, если услуга окажется дешевле, чем личный осмотр, предположил директор "Межмуниципального пассажирского автотранспортного предприятия-1" Евгений Карпов из Великого Новгорода.
Кое-где оборудование уже появляется - в Ульяновской области с 2018 года технологии станут доступными для районных больниц. Однако, по мнению министра здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Рашида Абдуллова, для организаций в центральных населенных пунктах, где вопросы с доступностью медицинских работников решены, проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей лучше очно.
"Картинка зачастую не может передать всех особенностей поведения, окружающей среды и запахов. Поэтому считаю, что надежнее проводить очный осмотр", - уточнил он.
Юрий Давыдов, директор компании "Перевозки 23" из Краснодарского края, тоже сомневается, что дистанционные медосмотры могут быть качественными - нет гарантии, что недобросовестные перевозчики не станут экономить на медработниках, сведя проверки к формальности.
"Я не понимаю, как можно дистанционно поверить на алкоголь: дыхните в трубочку, она мне данные пришлет, что ли? Очень важно, чтобы медик оценил состояние водителя в целом, потому что он мог ночью и "подкалымить" где-то. А мы людей, а не дрова перевозим, водитель должен быть предельно внимательным, а значит - не должен быть уставшим после второй работы", - резюмировал Давыдов.
ТАСС