ОАО РЖД начало рассматривать реформу своего транспортно-логистического бизнеса. В проекте концепции развития предлагается после продажи "Трансконтейнера" создать ему альтернативу с долей рынка от 10% на базе Федеральной грузовой компании (ФГК). Саму ФГК планируется развивать за счет масштабных инвестиций - 373 млрд руб. до 2025 года. Также ОАО РЖД должно войти в портовый бизнес, автотранспортные и речные перевозки. В монополии признают, что идеи пока "сырые", а эксперты отмечают отсутствие многих вводных.
В распоряжении "Ъ" оказался проект концепции развития транспортно-логистического бизнеса ОАО РЖД до 2025 года. Монополия работает над ней с 2016 года, статус и источник текущей версии неясен. По словам одного из источников "Ъ", он разработан консалтинговой A.T.Kearney, но обсуждение пока не проходил. По словам другого собеседника "Ъ", обсуждение было и концепцию отправили на доработку. В ОАО РЖД концепцию назвали "сырой промежуточной версией", что войдет в итоговый вариант для рассмотрения руководством компании, станет понятно только после детальной проработки.
Проект строится на положениях долгосрочной программы развития ОАО РЖД, по которой доля транспортно-логистических услуг в бизнесе монополии должна вырасти к 2025 году до 25%, а при устойчивом росте погрузки и грузооборота должна быть увеличена рентабельность логистического бизнеса. Для этого нужно освоить новые виды деятельности - стивидорный бизнес и перевозки внутренним водным и автотранспортом. Стивидорный бизнес представляет интерес и как источник дохода, и как инструмент расширения основного за счет привлечения новых грузов. Для начала предлагается рассмотреть возможность покупки контейнерных терминалов на Балтике - ввиду наибольшего экономического эффекта. Параллельно - развивать потенциал складских мощностей за счет выхода на рынок автоперевозок (доставка на короткие расстояния грузов для клиентов ОАО РЖД). Во внутренний водный транспорт (партнерства с крупными пароходствами) планируется идти для устранения конкуренции с ним же и роста погрузки. Но создание своего флота сочтено нецелесообразным (кроме покупки небольшого числа судов "для локального давления на владельцев флота" в районах наиболее сильной конкуренции).
Также ОАО РЖД предложено остаться в контейнерном бизнесе. По решению правительства о продаже принадлежащих компании 50% плюс двух акций ОАО "Трансконтейнер" монополия получила возможность направить полученные средства на создание альтернативного оператора. В концепции говорится, что для успешной работы нужна доля на этом рынке не менее 10%, и за шесть лет ОАО РЖД надо вложить 30 млрд руб. и купить свыше 32 тыс. контейнеров и 9 тыс. фитинговых платформ.
Оператора можно создать "силами и на балансе" Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД, отмечается в документе. Саму ФГК тоже нужно развивать, увеличивая ее долю рынка. Это потребует вложений 373 млрд руб. в 2017-2025 годах (127 млрд руб. из этого за счет долгосрочных долговых обязательств) для покупки 135 тыс. вагонов плюс следует арендовать 70 тыс. вагонов в год. Но ОАО РЖД должно оставаться не на всех рынках: рекомендован выход из "Рефсервиса" (владеет рефрижераторным парком).
По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, идея о выходе на рынок стивидорных услуг эфемерна из-за профицита мощностей по перевалке контейнеров. Внутренний водный транспорт, который ОАО РЖД "душит своей тарифной политикой", может представлять интерес только с точки зрения дешевой покупки проблемных активов, добавляет эксперт.
По мнению господина Бурмистрова, альтернатива "Трансконтейнеру" - хорошая идея, но инвестиции занижены (только 9 тыс. платформ обойдутся в 25 млрд руб.), а при текущих ценах на подвижной состав новая компания не сможет составить конкуренцию "Трансконтейнеру" после того, как сегодняшние высокие ставки нормализуются. Создавать компанию на базе ФГК логично, но у нее масса регуляторных рисков, и при "мягкотелой позиции ОАО РЖД" она вынуждена работать в нерыночных условиях, уступая конкурентам.
Коммерсантъ