← Автомобильные грузоперевозки

Грузоперевозчики грозят Эстонии европейским судом

В прошлом году в системе GoSwift, регулирующей время пересечения восточной границы Эстонии, разделили бронирование электронной очереди для груженого и порожнего транспорта. Грузоперевозчики посчитали это поблажками для отдельных фирм и пожаловались в Эстонскую ассоциацию международных автоперевозчиков (ERAA), которая обратилась с запросом к премьер-министру, пригрозив в своем письме пожаловаться в Еврокомиссию и суд, если эту систему не отменят. Таможня утверждает, что никого вне очереди через границу не пускают, воспользоваться новой системой бронирования очереди может любая компания.
Эстонская ассоциация международных автоперевозчиков (ERAA) 15 января потребовала от премьер-министра Юри Ратаса разобраться с ситуацией на восточной границе, где с прошлого года для порожних грузовиков сделали отдельную очередь. Перевозчики усмотрели в этом поблажки для отдельных компаний и грозят пожаловаться на Эстонию в Еврокомиссию и суд. Ответа от Юри Ратаса ассоциация еще не получила.
"Нас за дураков что ли держат? Как будто мы не знаем, как регулируются правила пересечения внешних границ ЕС, - эмоционально начал объяснять порталу rus.err.ee ситуацию генсек ассоциации перевозчиков Тойво Кульдкепп. - Нигде не предусмотрено, чтобы без очереди через границу пропускали порожние грузовики. По правилам ЕС, без очереди через границу могут пропускать только скоропортящиеся продукты. Наши мудрецы в МВД или таможне придумали сделать преференцию для порожних автомобилей, едущих за грузом в Россию".
По словам Кульдкеппа, чиновники объяснили перевозчикам, что оформление пустых грузовиков занимает всего пять минут, поэтому их пустили вне очереди. "Однако следует учитывать, что уже 10 лет на российской стороне в Ивангороде установлено негласное ограничение - пропускать в день до 55 грузовиков, хотя пропускная способность может быть до 200 грузовых автомобилей в день. Это означает, что 20 порожних автомобилейв день сокращают всем остальным возможность пересечь границу быстро, им приходится ждать 2-3 дня".
По информации ассоциации перевозчиков, порожние автомобили едут в Россию за сжиженным газом для паромов Tallink и для BLRT, древесной щепой для электростанций Eesti Energia. "То есть одни компании получили для себя приоритет в перевозке грузов, а другие должны стоять. Получается, что кто-то с помощью чиновников приватизировал границу. Мы требуем отменить это безобразие", - сказал Кульдкепп.
"Ни для кого нет никакого приоритета при пересечении границы, - заявил заместитель руководителя таможенного отдела НТД Антс Кутти. - Есть две очереди: для груженых автомобилей и порожних. Каждой из них может воспользоваться любая компания".
Как пояснил представитель таможни, основная масса грузовиков идет с грузами, оформление их документов занимает время. Порожний транспорт так же занимает очередь, хотя оформление их документов проходит гораздо быстрее. Поэтому, чтобы уменьшить основную очередь из нее вывели порожние грузовики. Отдельные полосы для порожних грузовиков есть во многих странах.
Кутти утверждает, что Россия не ограничивает пересечение границы в пункте Нарва - Ивангород 45-55 грузовиками в день. В 2017 году через нарвский пункт пропуска из Эстонии в день выезжало в среднем 68 грузовиков (56 с товарами и 12 порожних). Во второй половине года их численность варьировалась между 70 и 111 грузовиками в день, то есть в среднем 80 грузовиков в день выезжало из Эстонии через Нарву. Кутти отметил, что в час могут пройти не больше двух порожних грузовиков, остальной транспорт идет с грузом.
"Мы готовы при необходимости вновь встретиться со всеми перевозчиками и обсудить лучший способ пересечения границы грузовиками с товарами и без", - добавил Кутти.
Помимо газа на регулярной основе из России привозят древесную щепу для электростанций и металл. За этими грузами автомобили идут в Россию порожними по новой системе.