INFOLine-Аналитика и компания Ford Sollers опубликовали результаты исследования российского рынка сегмента LCV по итогам 2017 года. Особое внимание специалисты уделили статистике продаж легкого коммерческого транспорта без учета государственных закупок, что позволяет оценить состояние российской экономики в сегментах малого и среднего бизнеса.
По полученным данным, продажи LCV без учета госзакупок в 2017 году выросли на 8% до 95 000 автомобилей. Поддержку продажам LCV в сегменте малого и среднего бизнеса в 2017 году оказало развитие сегмента автолизинга (в том числе в рамках специальных программ для предприятий малого и среднего бизнеса) и автокредитования в сочетании с ростом в основных грузообразующих отраслях. Положительная динамика продаж LCV в 2017 году отражает тренд роста спроса со стороны частных заказчиков. Увеличение спроса было связано, в том числе, с ростом объема продаж автомобилей международных брендов, повышению конкурентоспособности которых способствовало укрепление рубля, и выходом на рынок новых модификаций автомобилей.
При этом во втором полугодии 2017 года, как и прогнозировали INFOLine-Аналитика и Ford Sollers, рост продаж легкого коммерческого транспорта составил 12% до 51,8 тыс. единиц. Деятельность большинства предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в России связана с доставкой товаров. Оптимизированная и эффективная схема работы логистики - одна из ключевых составляющих успешного бизнеса, вследствие чего представители МСБ являются главными покупателями автомобилей в сегменте LCV после органов государственной федеральной и региональной власти.
Доля государственных закупок в общем объеме рынка LCV во втором полугодии 2017 года традиционно увеличилась по сравнению с первым полугодием 2017 года, однако осталась несколько ниже, чем во втором полугодии 2016 года, и составила 16-17%. Доля государственных закупок в объеме продаж LCV в 2017 году составила почти 13% (14,0 тыс. автомобилей), в то время как в 2016 году чуть менее 15% (15,1 тыс. единиц).
Transit Index вырос за 2017 год на 33,2 процентных пункта до 191,4%, в то время как в 2016 году аналогичный показатель был практически в два раза ниже: рост на 17,8 процентных пункта до 161,5%. В 2017 году позитивная динамика Transit Index была связана с переходом к восстановительному росту практически всех основных отраслей реального сектора экономики: производства продуктов питания и агропромышленного комплекса, розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в том числе реализации фармацевтических препаратов), а также производства основных видов строительных и отделочных материалов.
В четвертом квартале 2017 года рост Transit Index (плюс 16,6 пп. к уровню третьего квартала 2017 года и плюс 33,2 пп. к уровню четвертого квартала 2016 года) был связан с динамичным ростом физических объемов выпуска в производстве продуктов питания и агропромышленном комплексе, некоторых сегментах промышленности строительных материалов (несмотря на в целом негативную динамику основных показателей строительного комплекса: ввода жилья и нежилых зданий, объема работ по виду деятельности "Строительство" и заключенных договоров строительного подряда), а также с ускорением темпов развития в розничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Дополнительным стимулом стал низкий уровень инфляции, достигший в прошлом году исторического минимума.