Жесткие требования к опыту и компетенциям соискателей на должности логистов, сформировавшиеся на фоне резкого сокращения вакансий в 2014-2015 годах, в 2017-м были компенсированы увеличением зарплат. По итогам 2017-го года, размер оплаты труда в сфере логистики вернулся на докризисный уровень за счет увеличения на 30-40; с прошлого года, а в некоторых случаях даже превысил его. Изменились как требования как к профессионалам с опытом работы, так и к качеству подготовки молодых специалистов в вузах.
По данным исследования рекрутингового агентства Antal Russia, 32% занятых в сфере логистики и транспорта отметили, что их зарплата в 2017 году выросла, а еще 62% заявили, что уровень их доходов остался прежним. Средний минимум зарплат руководителей отдела логистики в 2017 году увеличился на 12,5% до 180 тыс. рублей в месяц. Уровень компенсации специалиста отдела логистики повысился на 28,7% - до 90 тыс. рублей, а вознаграждение менеджера отдела логистики осталось на уровне 2016 года и составляет около 120 тыс. рублей в месяц. В Петербурге, по мнению экспертов, зарплаты выросли на 15% по сравнению с прошлым годом, но докризисного уровня не достигли. Таким образом, руководитель отдела может претендовать в Петербурге на оклад в 120 тысяч рублей, менеджер - на 100 тысяч, специалист должен быть удовлетворен ежемесячным доходом в 70 тысяч рублей.
Кризисные явления в экономике 2014 года вызвали волну массовых сокращений линейного и обслуживающего персонала: из-за резко упавшего грузооборота компании вынуждены были сворачивать текущую деятельность и снижать издержки, в первую очередь, персонал - рассказывает генеральный директор логистической компании "Глогос-проект" Константин Гриневич. Больше всех пострадали те, кто занимал низшие должности и выполнял такую рутинную бумажную работу как заполнение деклараций или ведение документооборота. "Сейчас, как я понимаю, раздутые штаты продолжают сокращать, хотя и в меньшем масштабе. У компаний нет потребности в текущем количестве линейного персонала. Зато остро требуются профессионалы с опытом и уникальными навыками, а их всегда мало. Найти логиста одновременно с управленческим и с инженерным складом ума - проблематично", - говорит Константин Гриневич.
По мнению эксперта, отечественные вузы, занимающиеся подготовкой логистов, не учитывают требования современного рынка. "Логистика сегодня - это управление проектами, а текущая программа подготовки студентов не позволяет им занять хорошие позиции и выполнять функционал выше, нежели доверено линейным служащим. Выпускники могут вести документооборот, букинги, заполнять заявки и даже заниматься линейными и мультимодальными несложными перевозками, но они не готовы к проектной деятельности и к управлению рисками", - объясняет Константин Гриневич.
Исследования НИУ ВШЭ также показывают, что специалистам-логистам сегодня не хватает комплексного подхода к управлению транспортными потоками, организации цепей поставок и обеспечению складской логистики. Пробелы в знаниях идут с университетской скамьи: в вузах не учат управлять фурами, размещать груз на палубе контейнеровоза, работать с современными IT-технологиями.
Проблему логистические компании решают на местах кто как может: одни компании вкладываются в обучение специалистов, другие - в хантинг. "Самая сложное - это отобрать из вала резюме способных и мотивированных к обучению кандидатов", - считает Гриневич. - Для того, чтобы стать сотрудником "Глогос-проект", конечно, опыт важен, но важнее быть квалифицированным менеджером, то есть иметь коммуникативные навыки общения и ведения переговоров, уметь принимать решения и аргументировать их, говорить по-английски и обладать навыками системного и инженерного мышления".