Транспортная компания «Транском», входящая в «Евразийскую группу», получила в мае этого года лицензию на железнодорожную перевозку грузов. Об этом говорится в ответе пресс-службы Eurasian Resources Group (ERG) на запрос abctv.kz.
«Вопрос о частной локомотивной тяге обсуждается давно, и в последнее время работа в этом направлении активизировалась на всех уровнях – на уровне министерств, ведомств, НПП и профессиональных ассоциаций. Хотя Закон «О железнодорожном транспорте» предусматривает возможность работы альтернативных частных перевозчиков, есть много нерешенных вопросов. Например, необходимость совершенствования законодательной базы – законодательное закрепление функций национального и частных перевозчиков, определение прозрачного и недискриминационного порядка доступа частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети (МЖС), определение требований к информационным системам частных перевозчиков и так далее», – отмечают в ERG.
«Поэтому, несмотря на то, что ТОО «ТрансКом», входящее в «Евразийскую группу» (ERG), в мае 2018 года получило лицензию на перевозку грузов в сфере ж.-д. транспорта, мы рассматриваем возможность начать использовать собственную локомотивную тягу, когда будут решены вышеуказанные вопросы и проработан инвестиционный проект по приобретению локомотивов, то есть не ранее 2020 года», – говорится в комментарии «Евразийской группы».
Напомним, с 1 января 2020 года субъекты рынка, осуществляющие услуги по перевозке грузов с использованием железнодорожного транспорта и локомотивной тяги, будут вправе самостоятельно устанавливать цены на оказываемые услуги.
Отметим, что расценки на локомотивную тягу в последние годы постоянно росли. В 2017 году АО «КТЖ – Грузовые перевозки» повысило тариф на услуги локомотивной тяги на 7%. В ответе на запрос abctv.kz в Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМиЗК) Министерства нацэкономики предоставили информацию, что с 1 апреля 2018 года комитетом согласовано повышение цен АО «КТЖ – Грузовые перевозки» на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом в части локомотивной составляющей на 10% в грузовом движении и на 6% в пассажирском.
Тем временем дискуссия по доступу частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети продолжается долгое время. 24 июля 2018 года на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» состоялось совещание, на котором председатель правления «КТЖ» Канат Алпысбаев отметил, что «частный оператор должен осознавать, что он повезет и как повезет, кто будет заниматься оформлением груза и нести ответственность перед клиентами».
«Надо четко прописать и объяснить эти вопросы. Считаю необходимым создать большую межведомственную группу, где бы мы обсудили имеющиеся вопросы. Возможно, в тестовом режиме отработав, мы придем к единой тарифной методологии и к ее осуществлению. Стоит отметить, что с учетом тарифной политики, технологических вопросов к этому мы придем в 2020-2021 годах, не раньше», – сказал глава профильного комитета НПП.
По данным Министерства по инвестициям и развитию, на сегодняшний день выдано 28 лицензий на право осуществления деятельности в сфере грузовых перевозок, из которых четыре компании подали заявки на МЖС, а с тремя «КТЖ» уже заключила договор.
По мнению заместителя генерального директора российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимира Савчука, перед либерализацией рынка локомотивной тяги требуется оценка многих факторов: наличия дефицита или профицита инфраструктурных мощностей и подвижного состава, структуры перевозок – доли перевозок пассажиров и грузов, расстояния, готовности регуляторных условий. Также при принятии решения первоначально необходимо определить, какую цель преследуют преобразования, какие задачи решают, рассмотреть возможные варианты с учетом альтернатив и рисков, в том числе на долгосрочный период.
«В мировом опыте нет однозначного ответа на вопрос, целесообразна ли либерализация локомотивной тяги. Ранее ИПЕМ изучил 25 основных международных исследовательских работ, посвященных вопросу либерализации железнодорожных перевозок в мире, авторы 16 работ отметили необходимость учета национальных особенностей функционирования отрасли, в шести исследованиях назвали такое решение негативным для экономики, и только в трех работах авторы однозначно выступали за, – отметил Савчук в письменном ответе на запрос abctv.kz.