Доля украинских НПЗ в структуре наполнения рынка бензинов за 7 месяцев 2018 г. составила 43,8%, против 40,6% за аналогичный период 2017 г, сообщили в "Консалтинговой группе А-95". Рост доли украинских производителей происходит на фоне общего сужения рынка бензинов, который за 7 месяцев 2017 г. сократился на 4% до 1,123 млн т.
За 7 месяцев 2018 г. Кременчугский НПЗ (Полтавская обл.) и Шебелинский ГПЗ (Харьковская обл.) суммарно произвели 492 тыс. т бензинов, что на 3,6% больше, чем за такой же период 2017 г. Кременчугский НПЗ увеличил выпуск бензинов 6,8% до 424 тыс. т, Шебелинский ГПЗ сократил 12,5% до 67,8 тыс. т.
Снижение производства бензинов на шебелинке объясняется не сколько общим снижением переработки сырья на ГПЗ на 7,4%, как увеличением выпуска риформата (используется как компонент для производства автомобильных бензинов и как сырье для извлечения индивидуальных ароматических углеводородов, таких как бензол, толуол) и бензолосодержащей фракции, отправляемых на экспорт. Всего за 7 месяцев "Укргаздобыча" экспортировала 33,3 тыс. т риформата и 29,9 тыс. т бензолосодержащей фракции. В 2017 г. экспорт этих продуктов не осуществлялся.
Ранее директор "А-95" Сергей Куюн в статье "Бензин на пути большой нефти" отмечал, что Шебелинский ГПЗ оперативно меняет номенклатуру производства, отправляя на экспорт "бензиновые" компоненты. "В 2018 г. половина потенциального бензина в виде риформата и бензолсодержащей фракции ушли за рубеж. Крупнейшим получателем этой спецноменклатуры является всемирно известный трейдер Vitol", — писал С.Куюн.
"Укртатнафта" в первой половине этого года испытывала сложности с реализацией бензинов, что в начале июля заставило завод снизить переработку до минимального уровня из-за затоварки резервуаров. Именно сложности с продажами бензинов по мнению директора "А-95" являются главным препятствием для существенного увеличения переработки нефти на Кременчугком НПЗ.
Импорт бензинов за 7 месяцев 2018 г. сократился на 9,8% до 631,3 тыс. т. Поставки бензина из Беларуси, основного источника импорта этого топлива, снизились на 11,5% до 508,3 тыс. т. Литовские и польские НПЗ группы Orlen нарастили поставки на 6% до 114,1 тыс. т. Практически весь импорт бензинов осуществляется железнодорожным транспортом. На морские поставки припало 7,8 тыс. т против 4,6 тыс. т за аналогичный период 2017 г.
Как сообщал enkorr, по итогам 2017 г. рынок бензинов сократился на 8,6% – до 2 015 тыс. т. Согласно прогнозам "Консалтинговой группы А-95", по итогам текущего года рынок бензинов сократится на 8% – до 1 850 тыс. т. Основной причиной уменьшения рынка бензинов является рост потребления сжиженного газа. Рынок СУГ, в свою очередь, с 2015 по 2017 г. вырос вполовину (до 1,6 млн т) и продолжает увеличиваться.
В июне "Укртатнафта" обратилась к Министерству экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) с предложением привести акцизы на бензин и дизтопливо к единой ставке — €164/тыс. л. При этом акциз на сжиженный газ предлагается повысить до €87/тыс. л. По мнению компании это позволит прекратить падение потребления бензинов.
По оценкам "А-95", в случае пересмотра ставок акцизного налога, как предлагает "Укртатнафта", розничная цена бензина снизится на 1,8 грн/л, а сжиженного газа, в свою очередь, вырастет на 1,3 грн/л, дизельного топлива — на 0,9 грн/л.