Снижение традиционных поставок металла со стороны АО «АрселорМитал Темиртау» в Исламскую Республику Иран (ИРИ) повлияло на объём перевалки грузов в морском порту Актау. Об этом программе Exclusive на канале Atameken Business рассказал председатель правления АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев.
«В Иране были разработаны собственные железорудные месторождения, построена сталелитейная промышленность, подняты таможенные пошлины на ввоз. Это почти в два раза уменьшило экспорт нашего металла на рынок Ирана», – отметил предправления причину негативной динамики поставок в ИРИ.
В то же время, по данным компании, значительно увеличился объём перевалки зерна и ячменя. В этом году при плане 350 тыс. тонн ожидается порядка 650-700 тыс. тонн перевалки зерна. Напомним, на территории морпорта находится зерновой терминал «Акбидай».
В целом фактически более 70% доли отгружаемой продукции составляли нефть и нефтепродукты. С 2013 по 2017 год их доля уменьшилась в пять раз. В прошлом году было перевалено 1,4 млн тонн нефти, в 2018 году запланирована перевалка 2 млн тонн.
По мнению Абая Турикпенбаева, для паромных перевозок должен быть единый оператор.
«Мы сейчас предложили наш паромный комплекс передать в аренду в управление порту Курык. В связи с погодными условиями на Каспии зимой достаточно часто дуют северо-западные ветра, которые не позволяют нам работать. Иногда это доходит до 10 рабочих дней в месяц. Порт Курык находится в естественной бухте, которая защищена от зимних ветров, но, когда идут южные ветра, они тоже стоят», – рассказал он.
Также глава порта рассказал о переориентации основной деятельности под контейнерные перевалки. В настоящее время мощности порта позволяют переваливать до 40 тыс. контейнеров в год. Стоит задача по увеличению этой цифры до 75-100 тыс. контейнеров в год. Для этого порт покупает новую технику, меняет процедуры, конфигурацию складов, вводит дополнительные сервисы, которые необходимы при контейнерных перевалках. Расширен и работает Актауский морской северный терминал, который позволил увеличить пропускную способность по генеральным грузам и контейнерам в два раза. К 2020 году ожидается увеличение контейнерного потока до 300 тыс. TEU – двадцатифутовых контейнеров в год.
Отметим, в этом году порту исполняется 55 лет. Сейчас он представляет собой многофункциональный комплекс, в котором есть возможности перевалки как генеральных сухих грузов, так и нефтеналивных грузов, зерновых грузов, паромный комплекс. В порт сходятся железнодорожные пути, автомобильные трассы. Порт является отправной точкой грузов по Каспию и через Волго-Донский канал на рынки Чёрного и Средиземного морей. Пропускная способность порта составляет 16,5 млн тонн, из которых 12 млн тонн приходится на нефть и наливные нефтепродукты.