Инвестиция в стартап Deliver стала их первой совместной инвестицией в российские технологические проекты
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд Абу-Даби Mubadala инвестируют $7,5 млн в российский сервис уберизации грузоперевозок Deliver. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель РФПИ и подтвердил основатель и гендиректор Deliver Данил Рудаков, деньги будут выделены компании тремя траншами в течение 12 месяцев. Сколько вложил каждый из инвесторов, они не говорят, но по мандату доля РФПИ в сделке не может превышать 50%.
Это первая совместная инвестиция Mubadala с РФПИ в российские технологии. Mubadala крайне заинтересован в таких вложениях, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. Представитель Mubadala не ответил на запрос «Ведомостей».
Сколько всего партнеры планируют инвестировать в российские технологии, представитель РФПИ сообщить отказался. Всего Mubadаla собирается вложить в российские проекты $6 млрд, еще $1 млрд вместе с ним инвестирует РФПИ. Для вложений в технологии РФПИ с партнерами из ОАЭ и Саудовской Аравии создал два инвестфонда более чем на $1 млрд. РФПИ планирует больше инвестировать в технологические проекты и довести их долю до 25% от портфеля фонда (сейчас он составляет $40 млрд), отмечает представитель фонда. В марте 2017 г. фонд инвестировал в холдинг InfoWatch Натальи Касперской.
Deliver оказывает полный набор услуг грузоотправителям и перевозчикам и несет ответственность за груз, объясняет причины сделки представитель РФПИ. Фонд является акционером логистического оператора PLT, ритейлеров «Магнит», «Лента», «Детский мир», грузоперевозчика Globaltruck. Представитель РФПИ допускает, что кого-то из них может заинтересовать возможность оптимизировать свои грузовые перевозки с помощью Deliver.
Выпускник факультета логистики Высшей школы экономики Рудаков создал Deliver в 2013 г. – после работы в нескольких компаниях в отделах логистики он решил применить экономическую модель сервиса такси Uber к рынку грузовых перевозок, чтобы оптимизировать его. Компания смогла предложить более низкие цены на перевозки корпоративным заказчикам (сегодня сервис работает с «Черкизово», Procter & Gamble, Heinz) и оптимизировать загрузку перевозчиков, обеспечив им стабильный поток заказов. Deliver отслеживает движение дальнобойщиков через их телефоны, при помощи предиктивной геоаналитики распределяет заказы. В 2015 г. $5 млн в стартап инвестировали A&NN Александра Мамута и Amereus Group крупнейшего акционера «Русской аквакультуры» Максима Воробьева, а в 2017 г. $3 млн – фонд Inventure Partners. Инвесторы не продавали свои доли при сделке с РФПИ и Mubadala, уточнил Рудаков. Зарабатывает Deliver на разнице между платой заказчиков и стоимостью услуг перевозчиков. В 2017 г. выручка до выплаты налогов составила 154 млн руб., а в 2018 г. преодолеет отметку в 250 млн, надеется Рудаков.
Деньги от РФПИ и Mubadala нужны для экспансии в других странах, говорит Рудаков: в 2017 г. Deliver открыл офис в Нидерландах, откуда будет развивать продажи в Европе. Движение Deliver на западные рынки абсолютно оправданно, считает управляющий партнер фонда iTech Capital Алексей Соловьев: российский рынок оказался не готов к такому сервису.
Оценки российского рынка автомобильных грузоперевозок разнятся. РФПИ со ссылкой на своего консультанта (не раскрывает его) оценивает рынок в 1,7 трлн руб. в год, долю Deliver представитель фонда определить затруднился. Оценка сооснователя сервиса-конкурента GroozGo (тоже уберизирует грузовые перевозки и гарантирует сохранность груза) Анны Качурец скромнее – 900 млрд – 1 трлн руб. А BusinesStat оценивает рынок и вовсе в 733,2 млрд руб. в 2017 г., в 2018 г., по прогнозам агентства, он вырастет до 807,3 млрд.
На российском рынке много стартапов, которые пытаются автоматизировать какой-то участок логистической цепочки: например, доставку от склада до конечного заказчика, – к таким компаниям относится и Deliver, отмечает управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. Уберизация – это хороший тренд, хотя отрасль его встречает в штыки, например, возникает вопрос, кто будет страховать груз, указывает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Мы знаем много аналогичных сервисов, к которым инвесторы проявляют высокий интерес, но пока никто из них не сумел предложить рынку уникальное решение», – отмечает управляющий партнер фонда Target Global Александр Фролов. Большого спроса со стороны корпоративных клиентов пока нет ни в России, ни в Европе, уверен он, но инвесторов привлекают размер рынка и сильные команды таких компаний.