Владелец Трубной грузовой компании (ТГК) Александр Карманов, известный на рынке масштабными, но несостоявшимися консолидационными проектами, теперь хочет создать с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) оператора нефтеналивных цистерн.
Инвестиции в проект могут превысить 55 млрд руб., с парком в 33,5 тыс. цистерн новая компания будет сопоставима с «Нефтетранссервисом» и «Трансойлом». Впрочем, собеседники отмечают, что найти грузовую базу под такой парк будет проблематично.
Трубная грузовая компания Александра Карманова и ГТЛК обдумывают создание оператора нефтеналивных цистерн с рабочим названием «Евротранзитойл» (ЕТО), он должен консолидировать свыше 33,5 тыс. цистерн, рассказал источник, знакомый с планами сторон. Инвестиции в проект могут составить 55,3 млрд руб., свыше $800 млн планируется занять у ЕАБР как на ГТЛК, так и на ЕТО для приобретения в РФ цистерн по 1,65 млн руб. за штуку. ЕТО планируется зарегистрировать в Казахстане, в РФ будет работать филиал. Зампред правления ЕАБР Андрей Крайний сообщил, что банк «не комментирует неподписанные соглашения».
В компаниях, говорит собеседник, признают тенденцию ухода нефтепродуктов в трубопроводный транспорт. С 2014 по 2017 год объем перевозок нефтегрузов в цистернах сократился на 30 млн тонн, или на 11,5%. После ввода новых трубопроводов железная дорога потеряет свыше 10 млн тонн грузов в 2018 году, следовало из весенней презентации «Нефтетранссервиса». Но эти потери ОАО РЖД отчасти компенсирует переводом нефтегрузов во второй тарифный класс, скидками и так далее. Как говорил в августе директор монополии по коммерческой деятельности Алексей Шило, за счет скидок в первом полугодии удалось привлечь 4,5 млн тонн нефтегрузов.
Но ЕТО, рассказывает собеседник, делает ставку как на меры ОАО РЖД, так и на увеличение первичной переработки нефти за счет изменения госполитики, в результате чего выпуск нефтепродуктов должен вырасти на 5 млн тонн в год. Списание цистерн и рост производства ГСМ, по его мнению, должны привести к 2020 году к достижению баланса парка, исчезновению профицита цистерн и росту ставок. Если же ставка не поднимется с 900 руб. до 1,1 тыс. руб. за вагон в сутки, дельту берется покрыть ТГК за счет 2,3 млрд руб. своих средств, рассказал источник. Но по проекту долгосрочной программы развития ОАО РЖД после 2025 года перевозка нефтегрузов вырастет на 10,3–28,3 млн тонн к уровню 2018 года. Глава «Трансойла» Игорь Ромашов в июне говорил «Ведомостям», что количество цистерн падает медленнее, чем грузовая база, и нет смысла покупать цистерну, не обеспеченную контрактом.