Российские компании адаптировались к работе в условиях санкций, но ограничительные меры создают неопределенность с инвестиционными проектами, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
«Мы считаем, что дело не в самих санкциях — сегодня российская экономика, российские компании более-менее сумели адаптироваться к санкционным режимам, но большие проблемы мы видим из-за ситуации неопределенности, которая сдерживает реализацию инвестиционных планов компаний и сдерживает кредитование и многостороннее сотрудничество», — сказал он в ходе российско-турецкого форума.
Шохин считает, что ограничения российской экономики во многом связаны с санкционными режимами, которые на протяжении четырех лет вводятся США и Евросоюзом.
Он также выделил проблему вторичных санкций для российских партнеров в других странах.
«Конечно, нас беспокоит угроза вторичных санкций. Дело в том, что наши партнеры из Европы и других стран, будучи включенными в глобальные финансовые отношения, боятся того, что вторичные санкции могут быть распространены на них, в случае, если они будут продолжать сотрудничество с российским бизнесом», — добавил Шохин.
Глава РСПП отметил, что санкционные режимы очень быстро вводятся, но очень долго отменяются.
«Вводятся санкции под одним поводам, а потом сохраняются по другим поводам. Достаточно вспомнить, что сорок лет существовала поправка Джексона-Веника, которая вводилась из-за ограничений Советским Союзом миграции из страны», — напомнил он.
Шохин уточнил, что примерно представляет возможный перечень американских санкций.
«Дело не в том, какие санкции американцы введут против нас — если, например, они закроют импорт российских товаров. Из-за этого никто не пострадает, никто не заметит. Тем более они сделают исключение для той российской продукции, в которой сами нуждаются, в частности, ракетные двигатели, титан и ряд других товаров», — отметил он.
РСПП поддерживает позицию ЕС, который пытается противостоять «американскому диктату» в отношении Ирана, пытаясь выработать механизмы, в том числе, создавая европейские аналоги SWIFT, валютного фонда и ориентацию на переход в расчетах на национальные валюты, увеличение доли расчетов в иных валютах — евро или китайских юанях.