Заместитель председателя, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач считает, что проект железной дороги Северный широтный ход (СШХ) не нужен людям.
«Кроме вывоза сжиженного газа и пугания оленей, на людях реализация проекта никак не отразится. Скорее, наоборот. <...> Деньги, которые в этот проект инвестируют РЖД и "Газпром", собраны с других регионов», – передал «Интерфакс» слова Клепача на конференции «Российские регионы в фокусе перемен».
В начале октября было подписано концессионное соглашение на СШХ между Росжелдором и специально созданной под проект компанией «СШХ» (50,1% принадлежит управляющей компании «СШХ» Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, остальные 49,9% — дочке РЖД «КРП-инвест»).
Проект предполагает строительство моста через Обь с железнодорожными подходами, железнодорожной линии Салехард – Надым и моста через Надым. Его смысл в сокращении транспортных маршрутов от газовых месторождений в западной Сибири до портов. Общая протяженность дороги по концессии – 353 км, стоимость – 113 млрд руб., общая стоимость с учетом строительства и реконструкции смежных участков – 236,7 млрд руб. Проекту нужен также кредит на 97,2 млрд руб., заявки на выдачу которого подали Сбербанк, ВТБ и синдикат банков с участием ВТБ, ВЭБа, Евразийского банка развития (ЕАБР) и Газпромбанка.
Клепач раскритиковал и проект железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. «Трудно под это привлечь иностранные инвестиции, потому что предполагалось, что основной источник – это китайские либо какие-то другие деньги», – отметил он.
Для строительства первой в России ВСМ от Москвы только до Нижнего Новгорода необходимо 200 млрд руб. госсредств, весь участок оценен в 621 млрд руб., говорилось в плане РЖД. Дорога до Казани оценивалась в 1,7 трлн руб. Как писали «Ведомости», президент России Владимир Путин сомневается в необходимости строить ВСМ.