Центральной темой обсуждения на форуме V Digital City Forum РБК стали пути развития бизнеса для компаний-грузоперевозчиков. Условия для них со следующего года ужесточаются: повышаются сразу три налога (НДС, НДПИ и акциз на топливо), а также растут тарифы системы «Платон».
Участники рынка также предсказывают увеличение числа платных трасс. Уже сейчас, по подсчетам «Автодора», в I полугодии 2018 года количество проездов по платным участкам дорог увеличилось на 26% (в абсолютном выражении по платным дорогам проехали 45,8 млн. раз). Строительство платных магистралей и отсутствие ремонта бесплатных трасс зачастую не оставляют грузоперевозчикам альтернативы — приходится платить за скорость и отсутствие ям (плохое качество дорожного полотна может привести к порче груза).
За счет расширения статьи расходов себестоимость грузоперевозок возрастет. Что отразится на конечном клиенте, и, как следствие, может сократить клиентскую базу.
Отчасти выход в данном случае компании видят в автоматизации процессов. Однако такой путь – не для всех, отмечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани:
— Сегодня маржинальность грузоперевозчиков колеблется на предельно возможном для выживания уровне — это считанные проценты. Частичным выходом является дальнейшая цифровизация отрасли, однако это довольно серьезные вложения, не всем доступные. При этом горизонт окупаемости вложений различный, и на начальном этапе перевозчик фактически находится под удвоенным финансовым давлением.
В выгоде цифровизации уверены и специалисты интегратора BIA-Technologies. По их подсчетам, экономия от такого подхода составляет 30-35%. Но, помимо высокой стоимости качественного кастомизированного продукта, есть и другой «подводный камень». Аналитики считают, что тарифы, налоги и другие сборы растут быстрее, чем польза от «цифры». Потому для тех компаний, которые планируют свою деятельность на долгосрочную перспективу и хотят остаться в рынке, повышение цен на грузоперевозки — неизбежный шаг. В итоге транспортные компании оказались перед сложным выбором — с одной стороны, они вынуждены поднять цены, с другой — опасаются потерять клиентов.
В связи с этим некоторые эксперты прогнозируют переход части перевозчиков на «серые» налоговые схемы. Однако такой вариант годится только на краткосрочную перспективу, поскольку возможности ФНС выявлять подобные схемы неуклонно повышаются. Например, налоговые махинации определяются с помощью специальных программных средств, а цепочки по НДС проверяются сквозным образом по всем участникам, включая клиентов грузоперевозчиков.