Быстрое увеличение объема перевозок по Северному морскому пути требует не только новых видов ледоколов, транспортных судов, строительства портов, но и существенного развития наблюдений за погодой, ледовой обстановкой, подготовки специалистов в этих областях. Такое мнение выразили эксперты в ходе конференции "Анализ гидрометеорологических процессов в арктических морях и гидрометеорологическое обеспечение морских операций в Арктике", проходившей в среду в петербургском Арктическом и Антарктическом НИИ (ААНИИ).
"Роль системы гидрометеорологического обеспечения (ГМО) растет, потому что судов становится много, они имеют возможность круглогодичного самостоятельного плавания. Строительство новых ледоколов значительно отстает от ввода в эксплуатацию новых судов. Поэтому, чтобы выполнить планы по вывозу углеводородов Северным морским путем, нужно больше уделять внимания именно развитию системы гидрометеорологического обеспечения, которая становится ключевым фактором развития Севморпути. В том числе необходимо больше говорить об этом в СМИ" - сказал в ходе конференции начальник Центра ледовой и гидрометеорологической информации (центра "Север") ААНИИ Сергей Бресткин.
Капитан судна, обратившись за данными о ледовых условиях по маршруту, в течение двух часов после приема спутникового снимка должен получить информацию. Исходные данные собираются в аналитическом центре, обрабатываются, и полученные данные оперативно передаются на капитанский мостик с рекомендациями по выбору оптимальных вариантов маршрутов плавания. Однако, по словам Бресткина, используемое для этого программное обеспечение морально устарело и требует замены. Отдельной проблемой является подготовка квалифицированных специалистов.
"Система подготовки кадров - очень важна, потому что подготовка эксперта занимает пять-семь лет. Поскольку спрос на информационный сервис быстро увеличивается, мы уделяем этому большое внимание", - отметил в своем докладе Бресткин, подчеркнув, что необходимо как можно скорее начать реализацию проекта модернизации системы гидрометеорологического обеспечения движения судов, включенного в госпрограмму социально-экономического развития Арктики.
По словам руководителя отдела ледового режима и прогнозов Евгения Миронова, особого внимания требует восточный сектор Арктики, информации о котором пока недостаточною. "Сейчас новый вызов - круглогодичное плавание на восток, в Юго-Восточную Азию, а в восточных морях не хватает как непосредственно данных наблюдений, так и прогностических технологий, которые бы закрывали зимний период", - отметил ученый.
Среди названных им предложений по увеличению объема данных - обязанность для судов, следующих по Севморпути, вести гидрометеорологические наблюдения и передавать их результаты в центр обработки данных. Также много информации могла бы принести расстановка буев с датчиками и радиопередатчиками на дрейфующих льдинах.
Еще одной важной проблемой является актуализация данных по состоянию дна на трассе Северного морского пути. Как пояснил в ходе своего доклада замдиректора учебно-тренажерного центра "Совкомфлота" Юрий Могилюк, такие исследования надо проводить как по основным трассам Севморпути, так и за их пределами. Это связано с тем, что суда из-за ледовой обстановки могут корректировать курс и отсутствие достоверных данных о глубинах за пределами изученной трассы может привести к нештатной ситуации.
"[Необходимо] обеспечение актуального промера глубин, которое на настоящий момент на многих акваториях устарело, потому что они делались в прошлом веке, в 60-90-х годах. Кроме того, отдельные замеры тогда делались на больших расстояниях друг от друга - 300-500 метров, в результате сейчас точность этих данных уже недостаточна", - сказал Могилюк.
Ранее были объявлены планы по интенсификации грузоперевозок по Северному Морскому пути. В частности, Минтранс подготовил проект плана мероприятий по развитию СМП во исполнение указа президента России Владимира Путина по увеличению грузопотока по маршруту до 80 млн тонн к 2024 году.