Крупнейший украинский производитель шин ЧАО «Росава» вошел в процесс банкротства. Судя по всему, предприятие ждет «многоходовочка», которая позволит нардепу Константину Жеваго очистить свой актив от миллиардных обязательств перед государством и сохранить над ним контроль.
27 ноября стартовала процедура банкротства ЧАО «Росава» – крупнейшего в Украине производителя шин для легковых авто, входящего в орбиту внефракционного нардепа и бизнесмена Константина Жеваго. По данным Информационного агентства «Олигарх Медиа», с соответствующим заявлением в хозяйственный суд Киевской области обратилась ликвидационная комиссия предприятия, которая была создана по решению собрания акционеров предприятия еще в апреле этого года. Изначально на должность распорядителя имущества предполагалось назначить арбитражного управляющего Владимира Сольского (был определен автоматизированной системой отбора), однако он от этой чести неожиданно отказался. На его место сейчас метят сразу три претендента: Андрей Прядко, Радион Кравченко и Светлана Демина, а назначение распорядителя имущества «Росавы» должно произойти уже 4 декабря.
Большие проблемы у «Росавы», которая в 2017 году увеличила убыток на 70% до 717 млн грн в сравнении с 2016 г, а ее чистый доход за это время сократился на 40% до 875 млн грн, начались после признания неплатежеспособным банка «Финансы и кредит» – финансово-расчетного центра одноименной ФПГ, находящейся под контролем Жеваго. По данным НБУ, совокупный объем инсайдерских кредитов в портфеле банка достигал 76%, или около 22 млрд грн. С начала 2017 года власти добились ареста значительного числа активов группы Жеваго. В числе попавших под арест, в рамках уголовного производства Генпрокуратуры под №12015100010000279, оказалось и имущество «Росавы».
Второй удар по «Росаве» был нанесен в начале 2018 года. Офис крупных налогоплательщиков ГФС начислил компании пеню в размере 1,278 млрд грн. Это произошло в рамках эпизода о выводе «Росавой» в пользу британской «прокладки» Bridgeholm Commercial LLP (ликвидирована в июле 2018 г) 52,7 млн долларов валютной выручки. 5 апреля пеню узаконил Окружной админсуд Киева, а 18 сентября это решение подтвердила апелляционная инстанция. Но взыскать эти средства с помощью госисполнителей ГФС уже не может. «Мы можем только заявить свои кредиторские требования, которые погашаются в шестой очереди удовлетворения требований кредиторов», – констатировал ранее начальник Офиса крупных налогоплательщиков ГФС Евгений Бамбизов.
Кроме налоговиков, «Росава» задолжала некогда дружественному банку «Финансы и Кредит» более 2,3 млрд грн (в сентябре банк инициировал разбирательства в суде для взыскания большей части долга). Отдельной строкой проходит то, что производственные активы завода также отягощены ипотекой Нацбанка («Росава» поручилась своим имуществом перед НБУ по договорам рефинанса за банк Жеваго).
«ОЛИГАРХ» выяснил, что в начале ноября Нацбанк обратился в Хозсуд Киевской области с требованием взыскать в его пользу предмет залога – имущество «Росавы». Но, как и в случае с ГФС, этот процесс с началом банкротства заморожен. Общий же размер долгов «Росавы» составляет, по данным предприятия, астрономическую сумму в 20 млрд гривен.
В такой ситуации решение акционеров «Росавы» запустить ход банкротства выглядит весьма логичным. Другой вопрос, что, похоже, этот процесс может стать контролируемым и обеспечить реорганизацию завода с выгодой для его фактического владельца. На это указывает, в частности, огромная сумма долга, происхождение которой пока не понятно. Так, на март 2018 г совокупные текущие и долгосрочные обязательства предприятия оценивались в 2,7 млрд грн. Каким образом за время работы ликвидационной комиссии «Росава» накопила еще порядка 16 млрд грн долгов (за вычетом упомянутой налоговой пени), остается загадкой.
Но что-то подсказывает, что значительная часть этих долгов, образованных за счет, например, операций с ценными бумагами, могла оказаться в руках структур, близких к Жеваго. Например, ООО «Премиори» – зарегистрированной по одному адресу с «Росавой» компании, которая с недавних пор замкнула на себе сбыт ее шин. По бумагам «Премиори» принадлежит британской Premiorri Ltd, номинальный бенефициар которой – сотрудник «Росавы» Александр Мерзляков. Вместе с нынешним директором ООО «Премиори» Игорем Грибовским он входил в счетную комиссию «Росавы» на ее последнем собрании акционеров.
Если на должность распорядителя имущества будет назначен лояльный Жеваго человек, получение контроля над комитетом кредиторов «Росавы» будет у него фактически в кармане. Дальше же можно будет идти по уже проторенному в Украине пути – добиваться признания «Росавы» банкротом и через суд снимать все отягощения с имущества предприятия. Которое затем можно будет выставить на продажу на дружественной бирже и выкупить с огромным дисконтом.
Как писал «ОЛИГАРХ», подобным образом провели успешную «зачистку» Херсонского судостроительного от лишних кредиторов признанные мэтры схем банкротства из «Смарт-холдинга» Вадима Новинского. А последний, как писал «ОЛИГАРХ», в свое время показал Жеваго мастер-класс на Николаевском судостроительном заводе «Океан».