Глава "Газпром нефти" Александр Дюков выразил надежду, что нынешний "налоговый маневр" - последний для нефтяной отрасли. В то же время топ-менеджер убежден, что некоторые параметры маневра требуют донастройки.
Напомним, ключевым параметром "налогового маневра" является поэтапное обнуление пошлины на нефть. Ее ставка будет сокращаться ежегодно, начиная с 2019 года, на 5% и к 2024 году будет доведена до 0. Одновременно предусмотрен рост НДПИ на нефть. При этом для поддержки работы НПЗ введены отрицательный акциз и демпфирующий механизм.
Демпфер представляет собой субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать 60% разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и "условной внутренней ценой". Последняя определена в 56 тыс. рублей на тонну для бензина и 50 тыс. рублей - для дизельного топлива. В случае, когда экспортная цена топлива становится ниже "условной внутренней цены", нефтекомпании обязаны производить выплаты в бюджет. Механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от "условной внутренней цены".
"Демпфер влияет негативно. Тот акциз, который суммарно мы платим, вырос по сравнению с декабрем, и это влияет на экономику производства, сейчас экономика дает сигнал снижать объемы производства товарного бензина, увеличить производство прямогонного. Мы это не делаем, но сигналы нужно учитывать, если мы хотим обеспечить рынок поставками бензинов, надо перенастраивать текущую (налоговую систему)", - заявил А. Дюков в беседе с журналистами в кулуарах форума в Сочи (цитата "Прайм").
По оценке Vygon Consulting, нефтяные компании за январь в рамках демпфирующего механизма должны были заплатить государству около 10 млрд рублей из тех средств, что получили за проданный в стране бензин, при этом по дизтопливу они могут получить от государства около 10,5 млрд рублей.
"Краткосрочно не критично, но долгосрочно - понятно, что крупные компании будут работать на обеспечение рынка. Но сможет ли правительство заставить всех нефтепереработчиков делать это? Я не уверен. Ситуация сейчас стабильна, но среднесрочно и долгосрочно ситуация с производством товарных бензинов выглядит непривлекательно по сравнению с производством других продуктов - это неправильно. Правильнее было бы перейти к одному плавающему акцизу, это позволило бы устранить неэффективность", - убежден А. Дюков.
Он выразил надежду, что "нынешний налоговый маневр в нефтяной сфере был последний, бизнесу нужна стабильность".
Альтернативой демпферу может стать введение плавающего акциза. Это более простой механизм, его смысл в том, что при росте цен на нефть акциз сокращается, а при снижении, наоборот, увеличивается. Сторонниками этой идеи являются крупные нефтекомпании, но Минфин выступает резко против, поскольку в таком случае может пострадать наполнение дорожных фондов, куда эти акцизы поступают. Кроме того, плавающий акциз не содержит в себе ограничений как по росту цены топлива на внутреннем рынке, так и по потенциальным потерям бюджета в случае роста цен на нефть.