Они утверждают, что выбросы завода вредят их здоровью. Чем жители подкрепляют свои требования и есть ли у них шансы на победу?
Люблинский суд Москвы 19 февраля рассмотрит иск семерых жителей Капотни к «Газпром нефти». Они требуют закрыть Московский НПЗ и выплатить 5 млн рублей компенсации.
Самый грязный район Москвы — именно так экологи именуют Капотню. Все из-за НПЗ, который находится прямо в черте города, внутри МКАД. Регулярные головные боли, тошнота, аллергические реакции и периодически неприятный запах сероводорода. Жители, считая, что виной всему НПЗ, куда только ни обращались на протяжении последних лет. В частности, писали жалобы в департамент природопользования и охраны окружающей среды, а также в прокуратуру. Но тщетно.
Завод — предприятие стратегическое: он обеспечивает 40% потребностей Москвы в бензине и 50% — в дизеле. Именно этот НПЗ — основной поставщик топлива для столичных аэропортов. Поэтому без веских доказательств мощности завода останавливать не станут.
В компании заверяют, что предприятие оборудовано самыми современными очистными сооружениями, но жителям от этого не легче. Вот что рассказала Business FM жительница Капотни Лера:
«Около завода есть интерактивное табло, которое якобы обновляется каждый день, на нем загружена шкала, где справа отмечено опасное для здоровья содержание труднопроизносимых веществ. В воздухе, как это табло показывает, якобы оказывается очень мало вредных веществ, то есть, как нас уверяют, у нас вполне благоприятная обстановка. При этом запах сероводорода постоянно есть. Как нам рассказывали, у нас такая роза ветров, что это все не стоит в воздухе и уносится куда-то в сторону Видного, то есть больше на юг Москвы».
На юге города ситуация, по словам жителей, не лучше, чем в самой Капотне. Выбросы производятся в основном ночью, поэтому спать порой просто невозможно, говорит жительница Видного Елена:
«Запах есть. В основном запах с утра, с трех до пяти. Это очень чувствуется летом: когда спишь с открытыми окнами, просыпаешься от газа. Вдруг меняется кислород, когда особо сильные выхлопы пропускают, приходится спать в духоте, потому что дышать в комнате с открытым окном невозможно. Болит голова, когда это происходит, ты чувствуешь этот запах, пытаешься уйти с улицы. И я слышала от мам, что дети болеют, больше кашляют, проявляется аллергическая реакция у детей».
Но то, что виноват в этом именно НПЗ, ни одна экспертиза пока не показала, комментирует руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров:
Владимир Чупровруководитель энергетической программы «Гринпис России»«Действительно, есть данные от государственных надзорных органов, которые делали проверки в течение последних лет и находили нарушения в работе компании. Поэтому, конечно же, Московский НПЗ остается проблемной точкой для жителей, которые живут рядом. Но здесь нужно отметить очень важную вещь, что Московский НПЗ не единственный источник в этом районе: рядом есть Люберецкие очистные сооружения, Московский мусоросжигательный завод № 4, ряд других предприятий, которые периодически выбрасывают аналогичные вещества. Разобраться и определить, где же все-таки то, что принадлежит Московскому НПЗ, а что ему не принадлежит, очень сложно».
В ноябре прошлого года на Московском НПЗ произошел пожар. А в мае в Капотне было зарегистрировано превышение допустимой концентрации сероводорода в 50 раз. Тогда на предприятии утверждали, что не фиксировали выбросов сероводорода.
По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, за последние несколько лет в адрес НПЗ было вынесено 30 постановлений о штрафах и 24 предписания об устранении нарушений. В сумме предприятие оштрафовали всего на 5,5 млн рублей. Для завода, производящего почти половину московского бензина, деньги совсем небольшие.