Министерство транспорта РФ утвердило дорожную карту покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи LPWAN, пишет РБК. В документе не уточняется, кто будет строить сеть и управлять ей. По словам источника агентства, близкого к одному из «большой тройки» российских сотовых операторов, Минтранс предлагает назначить исполнителем проекта компанию «Глонасс-ТМ» - совместное предприятие структур Игоря Ротенберга, ГК «Ростех» и АО «Глонасс».
Планируется, что новые LPWAN-сети позволят обеспечить сплошное покрытие транспортной инфраструктуры, благодаря чему можно будет осуществлять непрерывный контроль грузов, мониторинг технического состояния инфраструктуры и транспортных средств, определять местоположения последних, передавать критическую информацию и т.д. Согласно дорожной карте, первую LPWAN-сеть начнут строить в 2019 году на железнодорожном перегоне «Карталы-Красное». В 2020-2022 годах планируется охватить внутренние водные пути, участок транспортного коридора «Север-Юг», железнодорожный перегон «Владивосток-Находка» и строящуюся скоростную автодорогу Москва-Санкт-Петербург (М11). С 2021 года начнется строительство сетей на трассах «Беларусь» (М1), «Крым» (М2), «Россия» (М10), «Скандинавия» (А181) и других объектах, следует из документа. Размер и источники инвестиций в дорожной карте не указаны.
«Глонасс-ТМ» была создана в январе 2018 года. Это совместный проект АО «ГЛОНАСС» и «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон», в капитале которого участвуют сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг, а также госкорпорация «Ростех»).
Ранее в СМИ попала презентация, из которой следует, что «Глонасс-ТМ» планирует создать федеральную сеть Интернета вещей с использованием протокола XNB — разработки компании СРТ (бренд «Стриж»), подконтрольной «Глонассу-ТАМ». Для этих целей в конце ноября 2018 года Госкомиссия по радиочастотам на закрытом заседании выделила компании частоты 863–865 МГц и 874–876 МГц без конкурса. Капзатраты на строительство сети на пять лет должны составить 53 млрд рублей.
В «Глонасс-ТМ» сообщили, что не обладают информацией «о дорожной карте, а также возможных условиях и сроках определения исполнителя [работ по строительству сети LPWAN]». В тоже время в компании отметили, что будущая федеральная IoT-сеть может быть применима и для контроля на транспорте. Комментатор подчеркнул, что проект ее создания предполагает только частные инвестиции.
Из материалов программы «Цифровая экономика» следует, что в 2018-2021 годах на строительство сетей интернета вещей в России планируется направить 1,49 млрд рублей, в том числе 590 млн рублей из бюджета. Какая часть этой суммы будет выделена на создание LPWAN-сетей на приоритетных транспортных объектах, не уточняется.
Сотовые операторы подвергли критике планы по строительству отдельной сети для работы сервисов M2M и IoT на транспорте. По словам пресс-секретаря «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анны Айбашевой, проект не имеет «ни технического, ни экономического смысла». Представитель «МегаФона» отметил, все описанные функции сети от Минтранса можно реализовать совместно с операторами связи. В МТС проект комментировать не стали.