По прогнозам опрошенных KPMG российских автотранспортных операторов общий объем дополнительных издержек для участников внутреннего рынка грузоперевозок может вырасти в 2019 году на 20–30% относительно уровня их расходов в 2018 году.
Соответствующая информация содержится в подготовленном аналитиками компании отчете «Обзор российского транспортного сектора в 2018 году». Свои выводы авторы исследования подкрепили анализом событий, происходящих на российском рынке грузовых автоперевозок.
Как отмечается в документе, одним из ключевых факторов, оказавших заметное влияние на деятельность грузоперевозчиков в прошлом году, стал рост цен на дизельное топливо.
«В 2018 году он составил порядка 16%. При этом наибольший скачок цен на дизельное топливо пришелся на май – 5,2%, что в 13 раз выше темпов майской инфляции, составившей 0,4%», – констатируют аналитики.
Следствием понесенного перевозчиками увеличения издержек, согласно их выводам, стало повышение тарифов на перевозки – которое достигло 8–10% к концу года.
Еще одним общим текущим трендом российского рынка, отмечается в исследовании, является выход многих перевозчиков из «серого» сегмента. По мнению экспертов KPMG, это ведет к существенному повышению налоговых платежей. «Фактически это поставит многие компании перед выбором: научиться работать «вбелую» или уйти с рынка», – заключают они.
В то же время, говорится в отчете, дальнейшее повышение цен на дизельное топливо будет связано с ростом цен на нефть на внутреннем рынке вследствие завершения налогового маневра. «Помимо эффекта от завершения налогового маневра, рост цен на топливо будет поддерживаться увеличением акцизов на него и НДС», – отмечают авторы исследования.
Дополнительными факторами, повлиявшими на рост издержек автоперевозчиков, в KPMG называют отмену с 2019 года вычета по транспортному налогу – в размере платы за вред, который большегрузный транспорт массой свыше 12 т причиняет дорогам федерального значения.
Как результат неблагоприятных ожиданий – опрошенные исследователями участники рынка ожидают в 2019 году дополнительное увеличение издержек на 20–30%.
Ответной мерой со стороны российских транспортных компаний – в качестве реакции на рост издержек – станет индексация тарифов на перевозки.
«Перевозчики стараются вводить гибкие механизмы ценообразования, которые позволят им переложить рост топливных затрат на грузоотправителей. Одним из таких механизмов является так называемый «топливный механизм» – в рамках которого при заключении договоров на перевозку оговаривается предельный темп роста цены топлива, при превышении которого происходит пересмотр в сторону повышения тарифа», – полагают аналитики.
По их мнению, рост цен – помимо возможного перераспределения грузов на дальних расстояниях в пользу железной дороги – приведет также к консолидации бизнеса автоперевозок. «Вследствие того, что далеко не все участники рынка смогут оставаться конкурентоспособными на фоне возрастающих затрат», – говорится в отчете.
По мнению аналитиков, для того, чтобы справиться с растущими вызовами, существенно увеличивающими операционные расходы, российским транспортным операторам необходимо решить задачу повышения своей производительности.
«Наиболее существенные возможности для повышения эффективности связаны с мероприятиями по сокращению потерь, связанных с простоями в ожидании грузовых операций и порожними пробегами. Наиболее часто применяемыми инструментами для этого являются различные цифровые решения в области диспетчеризации, оптимизирующие маршруты перевозок, а также интеграционные решения для систем автоперевозчиков и грузовладельцев (или операторов складов)», – подчеркивают аналитики.
Подобные интеграционные решения, отмечают они, позволяют синхронизировать возможности склада или грузового терминала по проведению погрузки или разгрузки и подходы автотранспорта.
Стоит напомнить также, что по итогам минувшего, 2018 года грузооборот автотранспорта в России вырос на 2,3% – против 1,2% годом ранее.