← ЭДО, ИТ в логистике

Ростовский порт приступил к цифровой трансформации

Специалисты компания разработали и внедрили собственную информационную систему, запуск которой позволил оцифровать все процессу и удвоить объем обрабатываемых грузов. 

На создание и внедрение собственной информационной системы ушло несколько лет работы программистов и миллионы рублей, рассказал «Эксперту Юг» коммерческий директор ОАО «Ростовский порт» Николай Булатников. В итоге, в единую информационную сеть были связаны четыре грузовых района гавани на разных берегах Дона и абсолютно все службы. Деятельность предприятия стала более прозрачной для его сотрудников и партнёров, эффективность бизнеса стала в несколько раз выше и положительно повлияла на рост грузооборота. С 2015 года по 2018-й он вырос более чем вдвое: с 1,2 млн тонн до 3 млн тонн.

«Завершен самый главный, первый этап цифровой трансформации порта, который длился с конца 2015 года по начало 2019-го: разработка системы, внедрение, корректировка, — уточнил Булатников. —Наш специалист по информационным технологиям Петр Попиченко, в сотрудничестве с коллегамииз Ижевска (компания “БИТ”), разработал и запустил программу “Грузовой порт”, по которой не просто можно отследить движение груза на всех этапах: от захода вагонов (и другого груженого транспорта) в порт до погрузки на теплоход (либо —в обратном направлении). В единую систему соединены все службы и районы порта, оцифрованы все основные процессы и весь документооборот внутри компании».

Топ-менеджер добавил, что раньше все данные заносились ручкой в гроссбухи, а управление службами и взаимодействие между ними осуществлялось с помощью телефона, электронной почты и личного посещения руководством удалённых от офиса объектов: причалов, доков, складов. Теперь же все процессы, объекты и узкие места начальство видит не покидая рабочего места — на экране монитора — и оперативно принимает решения. Все документы надёжно хранятся в системе и находятся в считанные минуты. Ремонтные бригады оперативно реагируют на неисправности (кранов, сетей и др.).

В IT-отделе компании признались, что изначально не было речи об единой информационной системе. Руководство порта просто хотело упорядочить работу с приемом грузовиков, доставляющих грузы в порт. «Ситуация была критической. Ежедневно у проходной первого грузового района на улице Береговой выстраивалось около 200 грузовиков, хвост очереди растягивался на километры — выходил к Театральной площади, — вспоминает Петр Попиченко. — Мы хотели решить эту проблему и не думали о цифровизации всего портового хозяйства. Когда же стали вникать, поняли: качественно наладить работу с обслуживанием грузовиков и фур (например, просто внедрив электронную очередь), невозможно без изменения всей системы. Поскольку груз надо принять, перегрузить, разместить на складе, погрузить на судно. Его мы должны видеть на всех звеньях этой цепи. Таким образом, мы добились оптимизации работы всех служб, что позволяет компании экономить время и ресурсы, более эффективно работать. Например, если раньше на получения ответа на вопрос (“Что с моим грузом?”) у нас уходило до 24 часов, то сейчас — не более 30 секунд».

Автоматизация бизнес-процессов положительно повлияла на рост грузооборота. Он, по данным АО «Ростовский порт», за пять лет вырос более чем вдвое. «Конечно, произошло это не только за счёт диджитализации, но и благодаря работе коммерческих служб. Однако без внедрения системы рост не был бы столь ощутимым: с 1,2 миллиона тонн в 2014 году до почти 3 миллионов тонн в 2018-м», — говорит Николай Булатников.

С его слов, дальнейшее увеличение объемов здесь ожидают на уровне 20-25% в год. Но будет это возможно, после решения задач на втором и последующих этапах цифровизации порта. В частности, через интеграцию с сельхозпроизводителями, автопредприятиями, РЖД. «Мы должны сделать так, чтобы водитель, например, зерновоза, не бегал от нашей проходной в бухгалтерию с бумажной накладной, а приложил на входе карточку, в которой вся информация о машине и грузе (вес, вид и так далее) сразу же отобразилась бы в нашей системе. И не надо специально ехать на весовую. Это позволит нам еще быстрее обслуживать каждую машину, обрабатывать все поступающие в порт грузы.