Плата за проезд большегрузов по федеральным трассам увеличится на 14 копеек – до 2,4 рублей на километр. Алтайские перевозчики говорят, что это ещё сильнее ударит по их бизнесу, который и так находится на грани рентабельности. После введения системы почти 5 лет назад, многие мелкие перевозчики в крае ушли с рынка, некоторые были вынуждены сокращать свой автопарк. Стабильно работают лишь крупные сетевые транспортные компании. Ситуацию усугубляет рост цен на топливо, запчасти и сбор транспортного налога.
Оксана Просяных, директор компании «Автосоюз»:
— 14 копеек за километр – это очень сильно отразится на перевозках. У нас, например, есть рейсы из Барнаула до Владивостока и обратно, а это 1820 рублей расходов плюсом. Настроение ужасное. У нас машина тройным налогом фактически облагается: транспортный налог, акциз и «Платон». Транспортного налога по России сколько собирают! Куда эти деньги идут? Бизнес стал невыгодным. У меня очень много перевозчиков, которые поставили машины, им не на что их ремонтировать. А ставки на перевозки не увеличиваются. Заказчики нам объясняют, что у нах тоже расходы поднимаются, и они их удешевляют за счёт транспортных. Находятся перевозчики, которым достаточно таких цен, потом ломаются и стоят.
Для перевозчиков, которые уклоняются от уплаты сбора, предусмотрены штрафы – 5000 рублей за первое нарушение и по 10 000 за каждое последующее. Однако система работает нестабильно и не все перевозчики получают квитанции. Если бы дальнобойщики добросовестно относились к своим обязанностям, то индексации, возможно, удалось бы избежать, считает региональный представитель Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Паженцев.
Алексей Паженцев, региональный представитель Сибирской ассоциации автоперевозчиков:
— Если возьмём весь автопарк России, свыше 12 тонн, и будут все оплачивать, то собранная сумма будет совсем другая. Она была бы выше, чем сейчас и индексация, возможно, бы и не потребовалась. Есть штрафы, есть «половинки», так называемые, которые оплачивают, но они ещё не всем приходят. Наверное, не осуществляется должный контроль. «Платон» – это дополнительные затраты перевозчиков и если стагнация рынка будет продолжатся, то будет сложно, а если будет увеличение грузополучателей и грузоотправителей, то рынок пойдёт в гору и предприниматели, естественно, справятся. Мелкие перевозчики закрываются не из-за «Платона». Заходят крупные компании на рынок с большим количеством автопарка, а когда у человека 1-2 машины, то он не может соперничать.
Как сообщает Министерство транспорта России, в 2020 и 2021 годах планируются очередные индексации «Платона» на 16 и 15 копеек до итогового тарифа 2 рубля 35 копеек за километр. Все средства, собранные по «Платону» идут на ремонт и строительство дорог. В Алтайском крае на эти деньги пока был отремонтирован только мост через Алей в Шипуновском районе. Планируется привлечь средства системы на строительство объездной дороги вокруг Барнаула, когда её начнут строить.