О том, что практической работе по цифровизации транспортной отрасли необходимо добавить динамизма, на пленарной дискуссии в рамках Транспортной недели высказался заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов.
«Сегодня грузоперевозчик везет с собой от 2,5 до 3 кг сопроводительных документов. В год мы перевозим до 3,5 млн т бумаги вместе с грузом. У нас 2,5 млрд бумажных транзакций, связанных с перемещением грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте, не считая авиации», – начал он обрисовку приоритетных направлений работы.
Также, по его словам, иногда до 13 ч занимает оформление трансграничного перемещения: 2 ч на оформление бумажных документов вне маршрута следования и до 11 ч ожидания на обработку этих документов.
М. Акимов подчеркнул, что решение названных двух задач нельзя откладывать на 2020–2021 гг., как ранее предлагалось.
Сроком решения, по крайней мере для внутрироссийских перевозок и внутрироссийского сервиса, должен стать 2020 год. Технологических и регуляторных препятствий, как отметил М. Акимов, для решения этих двух задач нет.
Еще одним направлением должен стать единый сервис валидации и заполнения документов – создание алгоритмов для заполнения шаблонов.
«Конечно, мы не можем и точно не будем решать эти задачи вне нашего Евразийского пространства. Отсюда вытекает следующий большой вопрос – создание трансграничного пространства доверия. Нам удалось сильно по этому вопросу продвинуться. Первое решение по этому вопросу принято – создание сервиса так называемой доверенной третьей стороны. И я считаю, что следующий год должен стать годом реализации уже соответствующих соглашений, закрепляющих юридические возможности создания таких сервисов», – рассказал М. Акимов.
Завершая проблемный список вопросов и перспективных направлений в отрасли, он остановился на задаче создания правильной архитектуры взаимодействия с бизнесом.
«Мало дать качественный сервис. Надо выстроить эту работу так, чтобы никто не перестраивал свои имеющиеся экосистемы, никто не нес дополнительных затрат или они были бы минимальными для того, чтобы к таким системам присоединяться, обеспечивающим бесшовное движение грузов по цифровому пути, оперирование собственными данными, обмен этими данными со своими партнерами – с железнодорожным, автомобильным перевозчиком, экспедитором, компанией, предоставляющей страховой и банковский сервис. Нужно сделать так, чтобы это был сервис недискриминационный», – пояснил М. Акимов.
Он отметил, что в правительстве было принято принципиальное решение о том, что базовым содержанием федерального проекта в составе Комплексного плана по созданию мультимодально-логистической сети будет создание такой цифровой среды.
«Мы сделаем решение, которое будет абсолютно открыто для присоединения к нему и ведомственных систем на стороне контрольных органов (Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, ГИБДД, Федеральной таможенной службы РФ и Федеральной налоговой службы РФ) с одной стороны. И с другой стороны, будет абсолютно открыта для присоединения на недискриминационной основе всех операторов перевозочного процесса», – подытожил спикер.