Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике сокращается, хотя по планам правительства должна неуклонно расти, следует из новых данных Росстата.
Если в 2017 году — дебютном годе расчета этого показателя — она составила 22% ВВП, то в 2018 году опустилась на 1,8 п.п., до 20,2%.
Объем ВВП в 2018 году в текущих основных ценах оценивается в 93,6 трлн руб., то есть на долю малого и среднего бизнеса приходится около 19 трлн руб.
Росстат признавал, что с расчетом этого показателя есть серьезные проблемы: например, сплошное обследование малых предприятий проводится раз в пять лет (данные за это время устаревают), а считать вклад малого бизнеса в ВВП нужно каждый год.
Президент Владимир Путин, выступая в марте 2018 года с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Позже в соответствующем национальном проекте («Малое и среднее предпринимательство») была поставлена более скромная цель — 32,5% ВВП к 2024 году.
Согласно паспорту нацпроекта, по итогам 2019 года доля МСП должна возрасти до 22,9% (эти данные появятся только к концу текущего года), по итогам 2020 года — до 23,5%. Эти задачи предстоит решать уже новому правительству во главе с Михаилом Мишустиным.
Среди других целевых показателей нацпроекта — довести численность занятых в cекторе до 25 млн человек к концу 2024 года и обеспечить долю МСП в несырьевом экспорте на уровне 10%.
Росстат рассчитывает долю малого и среднего бизнеса как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов. Источниками информации служат прежде всего данные из реестра малых и средних предприятий ФНС, бухгалтерская отчетность предприятий.
В стране отсутствует системная государственная поддержка сектора МСП на всех уровнях, считает эксперт компании «СКБ Контур» Наталья Бокова. Серьезное влияние на сокращение доли малого и среднего бизнеса в ВВП оказало повышение ставки НДС с 18 до 20%, уверена она. Для малого и среднего бизнеса одной из главных проблем является падение потребительского спроса в экономике из-за стагнации реальных доходов населения, добавляет доцент РАНХиГС Олег Филиппов. По его мнению, о поддержке сектора власти «много говорят», но конкретная поддержка «остается на бумаге».
По итогам третьего квартала 2019 года индекс деловой активности малых и средних предприятий (RSBI) снизился до 50,9 пункта, что свидетельствует о фактической остановке роста деловой активности в секторе. RSBI оценивает настроения бизнеса в трех отраслях: торговле, производстве и сфере услуг. Наибольший пессимизм продемонстрировало производство — индекс в этой сфере упал с 53,9 до 49,4 пункта.
Повернуть вспять негативную динамику малого и среднего бизнеса предстоит новому правительству Михаила Мишустина, который на посту главы ФНС отвечал за налоговые изъятия у бизнеса. Впрочем, сама ФНС утверждала, что налоговая нагрузка типового предприятия малого бизнеса (на упрощенной системе налогообложения) составляет сейчас лишь 2,2–3% в зависимости от выбора налогооблагаемой базы — этот режим «направлен на развитие малого бизнеса».
Ответственность членов правительства за реализацию нацпроектов будет персональной, говорил новый премьер-министр. За достижение целей нацпроекта по малому и среднему бизнеса отвечает Минэкономразвития во главе с новым руководителем Максимом Решетниковым. Курирующий вице-премьер — первый заместитель Мишустина Андрей Белоусов.