По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2019-го года увеличился на 5,8%. И это — лучший показатель роста за последние 7 лет. Последний раз еще более уверенными темпами (+11,3%) грузооборот рос в 2012-м году.
Основной скачок в 2019-м году, напомним, произошел в апреле, когда сумма тонно-километров за месяц внезапно увеличилась сразу на 14,7% (по сравнению с апрелем 2018-го года). Больше такого «порыва» в течение года не наблюдалось: следующим максимальным значением отметился ноябрь — +6,7%, а до него — январь (+5,9%).
Однако и каждый из остальных месяцев в 2019-м году, хотя и не отличался сверхстатистическими цифрами, все равно демонстрировал лучшую динамику, чем в 2018-м году. И даже если из расчета исключить апрель, суммарный рост за 11 месяцев точно так же выйдет за пределы 5%.
Для сравнения: в 2018-м году грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 2,3%, в 2017-м — на 1,2%, в 2016-м — на 0,8%, а в 2015-м и 2014-м, естественно, вообще падал (-5,9% и -1,4%).
При этом автомобильный транспорт стал единственным, показавшим действительное увеличение по грузообороту. По сути, именно благодаря его результатам общие цифры по всем видам транспорта не ушли в минус, а дотянулись до +0,6% по отношению к 2018-му году.
Так, грузооборот железнодорожного и трубопроводного транспорта в 2019-м году вырос минимально (на 0,2% и 0,7% соответственно), а морского, внутреннего водного и воздушного — «просел» (на 1%, на 4,9% и на 4,6%).
Такие удивительные успехи автомобильного транспорта на фоне, по сути, общей стагнации в отрасли эксперты объясняют увеличением дальности перевозок, что, в свою очередь, может быть связано с открытием новых участков скоростных трасс (в том числе с запуском полноценного движения по М-11) и улучшением качества дорог.
Кроме того, на данные Росстата вполне могло повлиять то, что после июля 2018-го года (а особенно в самом конце года) резко активизировалась регистрация в системе «Платон». Таким образом и с учетом того, что почти 70% большегрузов в системе принадлежат физическим лицам, Росстату стала доступна та информация, которая прежде была «в тени».
В то же время динамика грузооборота автомобильного транспорта не по сравнению с 2018-м, а в течение 2019-го года столь же впечатляющей не была. Поскольку начиная с августа цифры от месяца к месяцу стабильно уменьшались. То есть: каждый месяц по отношению к предыдущему по грузообороту только «проседал».
И если в декабре -2,7% к ноябрю вполне объяснимо (кто там в самом конце года что везет?..), то снижение грузооборота в осенние месяцы все же странно...