← Топливо, масла и автохимия

У несостоявшегося "Южнорусского НПЗ" появилась надежда

Выходец из "Газпрома", бывший генеральный директор ПАО "Якутская топливно-энергетическая компания" (ЯТЭК) Леонид Чугунов вошел в капитал ООО "Южнорусский НПЗ" (Волгоградская область), который акционеры не могут построить уже несколько лет.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", 30 января Чугунов стал владельцем 4,5% в уставном капитале "Южнорусского НПЗ", сообщил «Интерфакс». При этом доля генерального директора общества Елены Захаровой снизилась с 71,3% до 66,8%.

Чугунов два десятка лет проработал в ПО "Надымгазпром", затем руководил заказчиком всех строек "Газпрома" - ЗАО "ЯмалГазинвест". С 2009 по 2016 год руководил департаментом по управлению проектами.

Совладельцами ООО "Южнорусский НПЗ", по данным "СПАРК-Интерфакс", помимо Захаровой и Чугунова являются член совета директоров "Транснефти", президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль (7,30%), Карина Григорян (7%), Рамзан Закаев (4,8%), Николай Кравченко (4,8%), Мугадаев Майрбек Абдул-Межидович (4,8%).

Идея строительства нефтеперерабатывающего завода в Волгоградской области обсуждается с 2013 года, но инициатива пока не нашла поддержки ни у государства, ни у потенциальных партнеров.

Предполагалось, что мощность завода составит 5 млн тонн в год. Под строительство был выделен участок в поселке Красный Яр (Жирновский район Волгоградской области) в 524 га с последующей передачей его в аренду заводу на 50 лет.

Крупногабаритное оборудование для НПЗ планировалось закупать на Волгоградском заводе им. Петрова ("Волгограднефтемаш").

С германской ThyssenKrupp заключался договор о намерениях, но он так и не был реализован из-за санкций.

В 2015-2016 годах акционеры провели переговоры с китайскими партнерами из частных и межправительственных фондов Китая и РФ, отвечающих за реализацию проектов в ТЭК.

В 2016 году в Минэкономразвития, которое тогда возглавлял Алексей Улюкаев, изучив информацию, увидели риски производственного и рыночного характера. В ведомстве рассчитывали, что после завершения модернизации НПЗ в России внутренний рынок будет достаточно обеспечен качественными нефтепродуктами. Также министерство посчитало, что ввод в эксплуатацию "Южнорусского НПЗ" может спровоцировать профицит нефтепродуктов, при этом к потенциальному экспорту с завода ведомство отнеслось скептично.

Между тем в 2018 году в РФ случилось два ценовых кризиса на рынке топлива, после которых государство ужесточило требования к объемам поставок топлива на внутренний рынок. Программа модернизации НПЗ до сих пор продолжается.

Однако собственники "Южнорусского НПЗ" не оставляют надежд на его реализацию. В ноябре 2019 года Геннадий Шмаль сообщал "Интерфаксу", что реализация проекта реальна.

Напомним, в Волгограде действует «Лукойл-Волгограднефтепереработка (Волгоградский НПЗ). В его модернизацию планируется вложить порядка 20 миллиардов рублей, сообщал ИА Девон.