Правительство РФ приняло решение ограничить импорт автомобильного топлива в страну из-за возможного дисбаланса на внутреннем рынке, сообщает РБК со ссылкой на нескольких федеральных чиновников.
По информации издания, с предложением временно ограничить ввоз на российский рынок более дешевого зарубежного топлива выступило Минэнерго РФ, вице-премьер Юрий Борисов его поддержал. Официально данную информацию в Кабмине и министерстве не комментируют.
Ожидается, что запрет начнет действовать уже в апреле и продлится до сентября 2020 года, то есть в период прогнозируемо невысоких цен на нефть. Сначала компаниям официально объявят о принятом решении, потом оно будет закреплено законодательно.
По сути данное решение является экстренной мерой для российского топливного рынка, на котором в силу действующих регуляторных механизмов, то есть демпфера, цены на бензин и дизтопливо фактически не изменились на фоне падения котировок нефти. Другой вариант - корректировка демпфера, но его, как писал ранее "Коммерсант", Минфин даже не рассматривал.
Демпфер был принят, чтобы сглаживать влияние колебания нефтяных котировок на стоимость топлива. Так, при высоких ценах на нефть бюджет компенсировал НК потери от продажи топлива внутри страны по сравнению с экспортом, а при низких ценах нефтяные компании платят в бюджет. Эти налоговые издержки закладываются в будущие цены для потребителей, за счет чего и возникает премия для импорта.
По состоянию на конец марта, по оценкам агентства Reuters, российский бензин превосходил в цене европейский минимум на 6-8 тыс. рублей за тонну. При этом стоимость топлива на СПбМТСБ продолжала снижаться: на 30 марта АИ-92 и АИ-95 опустился в цене на 3 и 4% соответственно - до 41,5 и 43 тыс. рублей за тонну. С учетом ввозной пошлины в 5%, текущего курса рубля, акциза и НДС импортный бензин в европейской части РФ стоил бы примерно 37 тыс. рублей за тонну.
По состоянию на 6 апреля нэтбэк на бензин АИ-92 (экспортная цена за вычетом транспортных и налоговых расходов) составлял 25,7 тыс. рублей за тонну, а оптовая цена в России - 38,8 тыс. рублей за тонну, что следует из данных СПбМТСБ. При таких показателях, как отмечают эксперты, импорт просто неизбежен.
По мнению собеседников РБК, если не ввести запрет сейчас, мгновенно произойдет затоваривание рынка недорогим иностранным топливом, что приведет к серьезным экономическим потерям для НПЗ, которым и так придется снижать загрузку из-за падения внутреннего спроса. По оценкам Минэнерго, крупные города сократили потребление топлива на 10-30%.
Последний раз Россия импортировала топливо из-за рубежа в 90-годы, когда собственных производственных мощностей было недостаточно. Сейчас такой проблемы нет. Завозить топливо в РФ могут как из Китая, так и из Финляндии и Прибалтики. Также поставки бензина могут организовать белорусские НПЗ, которые еще недавно испытывали проблемы с закупкой сырья.