Цена автомобильного топлива в России не меняется 11 недель подряд — даже в период двукратного резкого снижения цены нефти на мировых рынках с 6 марта.
При этом за март российские нефтяные компании должны заплатить в бюджет 35 миллиардов руб. за счет неизменных цен на автозаправках, при том, что цена нефти упала в 2 раза.
Все дело в демпфирующем механизме бюджета: когда цена нефти высокая, то нефтяные компании сдерживают цену топлива в России и получают доплату из бюджета за стабильные цены на АЗС (положительный демпфер), а когда цена нефти низкая, то нефтекомпании отчисляют в бюджет разницу от сдерживания цены на топливо, вместо ее снижения (отрицательный демпфер).
В марте, по данным ценового агентства Argus, демпфер для бензина остался отрицательным и вырос в 6,6 раза до минус 12,58 тысячи руб. за тонну по сравнению с февралем.
Демпфер для дизельного топлива также остался отрицательным вырос более чем в 3 раза до минус 6,95 тысячи руб. за тонну в марте.
При этом цена автомобильного бензина с поставкой в Северо-Западной Европе снизилась почти в 2 раза до $269 за тонну, а дизтоплива – снизилась в 1,4 раза до $350 за тонну.
Российские нефтяные компании в 2019 году получили из бюджета за сдерживание цен на топливо 250-300 миллиардов руб. согласно данным Минфина.
Правительство РФ не стало продлевать заморозку цен на топливо на второе полугодие 2019 года, поскольку с 1 июля заработала новая формула компенсации потерь нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок. Она будет лучше учитывать возможные колебания цен на нефть, защищая от них розничные цены бензина.
Ранее государство компенсировало нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива – 56 тыс. и 50 тыс. руб. за тонну соответственно. С 1 июля 2019 года фиксированная цена снижена до 51 тыс. и 46 тыс. руб., разными будут и поправочные коэффициенты – 0,75 и 0,7 соответственно. Бюджету во втором полугодии 2019 года это обошлось в 25-30 миллиардов руб., но с 1 сентября НДПИ повышен на 75 руб. для снижения нагрузки на бюджет.
С 2020 года формула компенсации изменилась: государство будет возвращать нефтяникам 68% и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценами, которая индексируется на инфляцию. Это позволит сдержать рост цен на бензин без потерь для нефтяников за счет бюджета, например при цене нефти $65 за баррель нефтяники теряют 4,6 руб. с 1 литра бензина.
Средняя розничная цена на бензин в РФ после налогового маневра вырастет до 51 руб. в 2024 году с 48,36 руб. за литр в 2019 году, прогнозируют в Институте Гайдара и РАНХиГС.
Для поддержания отрасли на среднем уровне до реформы вводится субсидия НПЗ. Субсидия выдается всем НПЗ пропорционально объемам входящей нефти. Размер суммарной субсидии линейно снижается до полной отмены в 2024 г. Ставки акцизов снижаются таким образом, чтобы розничные цены росли в пределах инфляции", — подсчитали в Институте Гайдара и РАНХиГС.
Налоговый маневр привел к росту стоимости сырья для НПЗ, выросли акцизы, это привело к росту цен на АЗС. В 2019 году правительство обязало нефтяников не повышать внутренние цены на бензин и дизельное топливо выше темпов инфляции, затем был введен демпфер.
Дополнительные доходы бюджета от демпферного механизма при цене нефти на уровне $40 за баррель в 2019-2024 годах оцениваются в 2 триллиона руб., после 2024 года — по 0,5 триллиона руб. ежегодно.