НТИ «Автонет» работает над созданием интеллектуальной системы для операторов динамического контроля и транспортной телемедицины для автоперевозчиков. Об этом говорится в презентации НТИ «Автонет».
Согласно приведенной статистики, в 2019 году погибло 15158 человек. Из них 4640 чел. (30 %) погибло в ДТП из-за эксплуатации технически неисправных автомобилей и в ДТП с водителями в состоянии опьянения. Таким образом, в основе безопасного дорожного движения лежат два основных фактора: трезвый, здоровый водитель и исправный автомобиль.
В настоящее время государством введены обязательные для водителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: предрейсовый контроль технического состояния авто и предрейсовый медосмотр водителей транспортных средств. Но согласно фактическому состоянию дел повсеместно встречается выпуск на линию неисправных машин из-за существенных временных затрат для контроля одного автомобиля и необходимости наличия спецоборудования в пунктах контроля для проверки исправности отдельных систем автомобиля. Кроме того, нередок и подлог результатов осмотров водителей, и допуск к управлению больных водителей из-за необходимости очного присутствия медработников и организации рабочих мест для проведения медосмотров в местах стоянок ТС перед началом рейса.
По данным «Автонет» в 2018 – 2019 годах было проведено 597 200 осмотров при помощи технологий телемедицины. Контролировались такие параметры как: артериальное давление, пульс, температура, концентрация этанола в выдыхаемом воздухе. По результатам осмотров повышение артериального давления 1 степени выявлено у 43 % человек, 2 степени - у 21,8 % человек. Наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе - у 3,2 % сотрудников.
В связи с этим НТИ «Автонет» предлагает ряд мер для нормализации ситуации в сфере автоперевозок.
Автоматизировать процесс контроля технического состояния ТС за счет удаленной диагностики некоторых систем и узлов ТС на основе получения и анализа диагностических данных от ТС в режиме on-line.
Оценивать работоспособность отдельных систем и узлов ТС, а не их исправность.
Автоматизировать процесс проведения медосмотров водителей ТС на основе технологий телемедицины. Оценивать состояние здоровья водителей ТС на основе измерения основных медицинских параметров без присутствия медработника с помощью медицинских терминалов.
Интегрировать результаты предрейсового контроля технического состояния ТС и медицинских осмотров водителей ТС и передавать их в платформу «Автодата», в информационную систему «Электронный путевой лист» и другие интеллектуальные системы, обеспечивать юридическую значимость результатов.
Внести изменения в законодательство Российской Федерации, допускающие использование удаленной технической диагностики при проведении контроля технического состояния ТС и технологий телемедицины при проведении медосмотров водителей ТС.
Для реализации данных инициатив предлагается внести изменения в ряд нормативно-правовых актов. В части предрейсового контроля технического состояния транспортных средств – в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказ Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».
В части предрейсового медосмотра водителей транспортных средств – в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».