Волна новых нефтеперерабатывающих заводов, которые скоро будут запущены на Ближнем Востоке и в Китае, задушит многие старые предприятия в развитых странах. Согласно новому отчету Goldman Sachs, в результате разразится настоящая “война НПЗ”.
Мировой спрос на нефть серьезно снизился из-за последствий COVID-19. Многие мировые эксперты считают, что потребление может никогда уже не восстановиться до уровня, который наблюдался до пандемии.
Недавно DNV GL опубликовала отчет, в котором говорится, что спрос на нефть достиг максимума в 2019 году. При этом, правда, в докладе отмечается, что потребление сохранится на текущем уровне до 2050 года.
Однако в Goldman Sachs категорически не согласны с прогнозом DNV. В банке считают, что до пика спроса еще далеко. Чтобы уровень потребления остался на нынешних показателях, нужно четыре фактора. Это в частности, ускоренное развитие рынка электромобилей, рост цен на сырую нефть, снижение мирового ВВП и повышение энергоэффективности.
“Отсутствие любого из вышеперечисленных факторов будет означать, что пик спроса на нефть наступит только после 2030 года”, – подчеркнули аналитики Goldman Sachs. Банк ожидает, что потребление быстро восстановится, превысив предпандемический уровень после 2022 года.
Банк предсказывает ежегодный рост спроса на 1,1 млн баррелей нефти в сутки между 2023 и 2025 годами. После этого увеличение потребления замедлится до 0,9 млн баррелей в день в течение оставшейся части десятилетия.
При этом в сектор нефтепереработки ждут тяжелые времена. Несмотря на то, что для восстановления спроса требуется несколько лет, поток строящихся НПЗ не уменьшается. Аналитики Goldman утверждают, что ряд нефтеперерабатывающих мегапроектов вступит в строй в период с 2021 по 2024 год.
Эти новые мощности заставят все остальные мировые НПЗ снизить свою совокупную производительность на 3%. Более жесткая конкуренция между нефтеперерабатывающими заводами, в том числе новыми, сократит маржу. Такие конкурентные “войны НПЗ” могут привести к полной остановке старых заводов в развитых странах.
Поскольку рост спроса на нефть происходит в основном за счет развивающихся рынков Азии, новые азиатские и ближневосточные НПЗ окажутся более выгодно расположены, чем географически удаленные старые предприятия в странах ОЭСР.
Что касается самих нефтепродуктов, то, по мнению банка, потребление бензина будет восстанавливаться по мере возобновления дорожного движения. Причем страх перед общественным транспортом в условиях пандемии заставит многих людей пересесть в легковые автомобили. С другой стороны, спрос на авиакеросин может не вернуться к допандемическому уровню до 2023 года, считают в банке.