← ЭДО, ИТ в логистике

Фе­дераль­ная сервисная на­вига­ци­он­но-те­лема­тичес­кая плат­форма "Ав­то­дата" перешла на второй уровень

Стар­то­вал вто­рой этап ра­бот по соз­да­нию фе­дераль­ной сер­висной на­вига­ци­он­но-те­лема­тичес­кой плат­формы "Ав­то­дата". Соз­да­тели про­ек­та раз­ра­бота­ли тех­ни­чес­кое за­дание на соз­да­ние плат­формы и ее эс­кизный и тех­ни­чес­кий про­ек­ты. Ге­нераль­ным под­рядчи­ком ра­бот ста­ла ком­па­ния "Рек­софт". Вто­рой этап про­ек­ти­рова­ния прод­лится до кон­ца сен­тября 2020 г., пос­ле пла­ниру­ет­ся еще три эта­па. Ори­ен­ти­ровоч­ная стои­мость про­ек­та и его фе­дераль­но­го внед­ре­ния - пять млрд руб., по­ка вы­делен один млрд руб.

"Этот проект стал логичным продолжением первого этапа создания платформы - "Разработки концепции платформы "Автодата", в котором также активное участие принимал "Рексофт". В ходе создания концепции были проведены десятки встреч с потенциальными участниками и потребителями услуг платформы "Автодата". Анализ рынка телематических услуг в России и мире показал, что сегодня более 70% коммерческого транспорта уже подключено к различным телематическим платформам. Результаты этого исследования были использованы при разработке концепции платформы "Автодата". Также был проведен глубокий анализ состава данных, которые платформа может получать из более чем 50 источников. Ключевым моментом концепции являлось описание услуг платформы, предоставляемых в формате "данные как сервис" для государственных и коммерческих организаций", — прокомментировал базу второго этапа создания платформы "Автодата" Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании "Рексофт".

На втором этапе на основе существующей концепции было разработано детальное техническое задание на создание платформы "Автодата", описывающее все требования к ее функциональным и техническим возможностям и предоставляемым услугам. Особое внимание в нем было уделено принципам максимальной открытости и масштабируемости платформы с точки зрения ее долгосрочного развития. Другим важным моментом при разработке технического задания стало определение легких и удобных бизнес-процессов взаимодействия с платформой потребителей услуг и поставщиков данных. При формировании требований к этим бизнес-процессам командой "Рексофт" использовались современные подходы к созданию сквозных бизнес-цепочек, начиная от получения платформой данных, заканчивая предоставлением услуг потребителям.

Пресс-секретарь НП "ГЛОНАСС" Ярослав Федосеев сказал корреспонденту ComNews, что ориентировочная стоимость проекта и его федерального внедрения — 5 млрд руб. "Пока выделено не более 1 млрд. Идет создание прототипов платформ, тестирование технологий, пилотное применение в регионах, также ведется разработка законодательства", - добавил он.

В рамках эскизного проектирования была проведена большая работа по расчету объемов входных данных от основных источников платформы "Автодата", с учетом среднесрочных прогнозов подключения транспортных средств к телематическим и сервисным платформам участников рынка, а также объемов данных из подсистем ИТС, государственных и подведомственных информационных систем. Предполагается, что прогнозный объем входных данных за 6-ой год эксплуатации платформы превысит 15 Пбайт, а необходимый объем хранилища данных с учетом резервирования составит более 170 Пбайт. На основе информации, полученной из десятков различных систем путем обогащения и обработки методами искусственного интеллекта, предиктивной и рекомендательной аналитики, будут сформированы данные высокой степени обработки, предоставляемые платформой "Автодата" широкому кругу потребителей в качестве услуги.

Разработанная в рамках технического проектирования архитектура платформы основана на передовых подходах и технологиях, используемых при построении систем обработки больших данных. "Автодата" спроектирована таким образом, что не имеет единой точки отказа и концентрации нагрузки и предполагает работу в двух и более территориально распределенных ЦОД в режиме разделения нагрузки. Таким образом, платформа практически не имеет ограничений по масштабированию как с точки зрения роста объема данных, так и по увеличению числа предоставляемых услуг.

Заместитель директора по инновационным рынкам компании "Рексофт" Игорь Кравченко

сказал, что начало работ по созданию первой очереди системы, как ожидается, стартует уже в этом году. "Всего планируется еще три этапа, перед каждым из них проводится конкурс. "Рексофт" принимал активное участие в первом и во втором этапах проектирования платформы "Автодата".

"Автодата" - это федеральная платформа, обеспечивающая формирование массива статистических и аналитических данных о колесных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, связанной с логистикой людей и вещей. Платформа позволит сформировать массив "больших данных" автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования", - рассказал Игорь Кравченко корреспонденту ComNews.

Также в техническом проекте была проработана первая очередь коммерческих услуг, которые будут предоставляться платформой "Автодата". В нее вошли услуги, предоставляемые на основе формируемого платформой "озера" больших данных. Командой "Рексофт" были проработаны логика и механизмы их предоставления.

Здесь же были разработаны требования к пользовательской аналитике и статистике, способы доступа пользователей к данным в соответствии с их ролевой моделью. Также подготовлена вся необходимая информация для разработки пользовательских интерфейсов и уровня представления услуг.

В отдельное направление были выделены разработка требований и проектирование подсистемы защиты информации, в рамках которых были разработаны модель угроз, модель нарушителя, определены и обоснованы классы защищенности по ПнД и ГИС. В ходе проектирования были определены меры и средства защиты информации, обеспечивающие соответствие подсистемы защиты информации Платформы "Автодата" всем требованиям регуляторов для выбранных классов защищенности.

"Национальная Платформа "Автодата" предназначена для сбора, верификации, обогащения, обработки, анализа и дальнейшего практического применения автомобильных "больших данных" с использованием самых передовых технологий: алгоритмов и технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие масштабные консалтинговые и нетривиальные задачи всегда серьезно мотивируют команду. Второй этап проекта, за который отвечал "Рексофт", был выполнен за 4 месяца. Это стало возможным за счет консолидации усилий распределённой команды высококлассных специалистов под централизованным управлением, а также благодаря экспертному опыту и серьезной вовлеченности в проект представителей заказчика - НП "ГЛОНАСС"", - прокомментировал проект Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании "Рексофт".

Представитель пресс-службы "Ростелеком" отметил, что проект значительный, в развитии которого копания заинтересована. "Уже сейчас ресурсы проекта размещены в нашем ЦОДе", - добавил он.

Директор по развитию web-технологий компании Artezio (входит в группу "Ланит") Сергей Матусевич считает, что наибольший эффект работы по сбору данных дадут именно в области создания автопилотируемого транспорта, где данные имеют критическое значение.

"Можно надеяться, что работы по сбору больших данных дадут толчок в этой области, а также выведут Россию в лидеры по разработке программных решений для автомобильных производителей и транспортных компаний. Правда, чтобы получить значительный эффект, необходимо обеспечить доступ к этим данным всем российским софтверным компаниям. В этом случае можно быстро получать инновационные решения, которые раскроют потенциал больших автомобильных данных. Возможно, за счет открытого доступа будет генерироваться значительное количество идей и готовых решений с использованием этой информации. Это в корне изменит рынок транспортных услуг и сам автомобильный транспорт. Очевидные изменения – повышение безопасности на дорогах, возможность внедрения систем, которые будут эффективно регулировать транспортные потоки. Мы уже давно говорим о переходе на автопилотируемый транспорт. Умное управление трафиком сделает автопилот еще более прорывным и необходимым решением. Можно будет выстраивать логистику беспилотных перевозок пассажиров и грузов. Но все же самое главное, что можно получить от проекта, – занять лидирующие позиции в мире по разработке соответствующих программных решений для автотранспорта и логистики", - прокомментировал Сергей Матусевич.