До конца сентября завершится разработка федеральной навигационно-телематической платформы «Автодата», которая способна взять на себя управление движением автотранспорта по всей стране. По замыслу создателей, искусственный интеллект будет давать водителям рекомендации по маршруту и скорости, чтобы сократить время пути, расход топлива и износ дорожного покрытия.
Система принимает решения на основе анализа данных, получаемых из множества источников, в том числе с автомобилей через телеметрию. Проект осуществляет межотраслевой консорциум, куда вошли Минпромторг, Росавтодор, Роскосмос, Яндекс и др. Заказчиком выступает НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» («ГЛОНАСС»), а генеральным подрядчиком – санкт-петербургская IT-компания «Рексофт».
Некоторые сервисы «Автодаты» уже внедрены на экспериментальной основе в ряде регионов, которые также стали соучредителями консорциума. Например, в Курске, Самаре и Волгограде на пилотных участках развернута система датчиков V2X (Vehicle-to-Everytning). Она обеспечивает автомобилям обмен данными друг с другом и с инфраструктурой.
Как сообщил журнал «Вестник ГЛОНАСС» , директор «Содействия развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко 10 июля доложил президенту Владимиру Путину, что эта система позволяет сократить время в пути более чем на 30%. Практически ликвидировать пробки на дорогах, организовать так называемую «зелёную волну» движения.
Если несколько фур едут в одном направлении, искусственный интеллект предложит им собраться в колонну. Настроит светофоры, чтобы миновали город максимально быстро. Так уменьшатся вредные выбросы в атмосферу, разгрузится автотрафик, снизится износ полотна.
Созданы и другие элементы «Автодаты». Водители подключённых машин уже получают информацию о незакрытых люках, о движении пешеходов на обочине и в слепой зоне. Завершено проектирование экосистемы, создан прототип центральной платформы. Разработан Единый центр фиксации правонарушений на дорогах, данные туда передают 52 региона. Спроектирована единая аналитическая система контроля за пассажирским транспортом.
Система «цифровой двойник» позволит отслеживать эксплуатацию автомобиля с момента выпуска до утилизации, включая работу бортовых систем и поведение водителя. Будет создана цифровая среда для движения беспилотного транспорта по дорогам общего пользования.
По оценке разработчиков, «Автодата» снизит число ДТП, сократит расход топлива минимум на 20%, вредные выбросы – примерно на 10%. А износ дорожного полотна на некоторых участках – до 15% после двух-трех лет эксплуатации асфальта.
Стоимость разработки и внедрения платформы оценивается в 5 миллиардов рублей. К настоящему времени из федерального бюджета выделены около миллиарда. Чтобы ускорить внедрение, Александр Гурко предлагает создать федерального оператора и принять закон об «Автодате», который бы регулировал отношения участников рынка.
У новшества есть и скептики. По мнению директора по закупкам транспортных услуг компании «FM Logistic» Эдуарда Миронова, не все владельцы автотранспорта захотят передавать в общую систему свои данные. «Если к ним получит доступ мошенник, то мы можем увидеть всплеск краж груза на дорогах», — выразил он опасение журналу «Грейдер» .