Уже несколько месяцев не угасает недовольство клиентов «Почты России». Посылки, отправленные за пределы РФ, долгое время не доставлялись получателям. В настоящее время часть отправлений до места назначения дошла, однако многие из них так и остаются где-то между отделениями сервиса и конечным адресатом.
Известно, что проблемы с зарубежными посылками стали возникать еще в середине весны – по информации клиентов, задержки появились в марте. Однако в тот период сотрудники «Почты России» принимали посылки без ограничений или предупреждений. Индивидуальные предприниматели, регулярно отправляющие свой товар за пределы РФ, сообщили РЖД-Партнеру, что в отделениях акционерного общества им объясняли, что работа продолжается в штатном режиме.
«Я спрашивал у сотрудников почтового отделения о текущей ситуации. Ответ всегда был следующий: запрета на прием посылок нет, дополнительной информации нет – значит, все как обычно. То же самое говорили и в колл-центре «Почты России». О проблемах с доставкой мы узнали только в начале мая, когда наши покупатели массово стали нам писать о том, что посылки не дошли. При проверке трек-номеров выяснилось, что все посылки, отправленные в марте – апреле, не ушли дальше сортировочного центра Шарапово в аэропорту Внуково. Звонки в колл-центр, естественно, ничего не дали – его сотрудники знают только ту информацию по отправлениям, которая и так есть на сайте в открытом доступе по трек-номеру», – сообщил предприниматель Максим Веселов.
Согласно официальному ответу «Почты России» на запрос РЖД-Партнера, проблемы в начале пандемии действительно были – в связи с тем, что авиасообщение было прекращено, возможности организации по отправке посылок «сократились в десятки раз». Однако к настоящему времени проблемы с задержками постепенно решаются. Сейчас компания говорит о том, что в страны Европы и Азии организованы регулярные наземная доставка и авиаперевозка.
«Также еженедельно почтовые отправления уходят в США, Канаду и Израиль. На протяжении всего периода ограничений в штатном режиме шла доставка почты в китайском направлении, так как в ее перевозке задействованы два собственных самолета «Почты России», – значится в письме.
При этом ряд российских бизнесменов действительно отмечает, что работа с этим сервисом для них оказалась более комфортной, чем с какими-либо другими компаниями по доставке отправлений. Однако речь в данном случае идет только о внутрироссийских направлениях.
«Почта работает хорошо. У них налаженная система внутри страны. Например, из Петербурга во Владивосток они доставляют за неделю максимум. Но с отправкой в Германию я столкнулась с трудностями. Чтобы отправить курьерскими службами посылку за границу, нужно пройти очень много согласований и оформить очень много бумаг. На почте все гораздо быстрее», – рассказывает Анастасия Рощина, владелица онлайн-магазина.
Но стоит отметить, что даже у Анастасии возник ряд вопросов относительно работы «Почты России» с отправлениями за пределы РФ. В частности, девушка пыталась отправить заказ клиенту в Германии, но товар вернулся, не добравшись до адресата. При этом сроки прохождения этапов пути, которые бизнесвумен наблюдала в трекинг-системе, тоже показались ей не вполне стандартными.
«Вот у меня посылка доехала до таможни, прошла таможню, почему-то пробыла 2 дня в Германии и вернулась обратно. Хотя я заплатила за доставку и в «путешествии» посылка пробыла около месяца. Мне никто ничего не компенсировал. Вот я вижу в системе – 8 июля неудачная попытка вручения в Германии, а 14 июля посылка уже доставлена в Санкт-Петербург. А туда она шла больше месяца – с 25 мая по 26 июня. Разве такое может быть?» – поделилась Рощина, демонстрируя РЖД-Партнеру информацию в приложении по отслеживанию посылок.
Таким образом, индивидуальные предприниматели России оказались в крайне затруднительном положении: из-за многомесячных задержек клиенты стали требовать возврата средств за покупки, которые так и не прибыли к ним. При этом сами бизнесмены отправления уже совершили, потратив определенные средства на пересылку. Сейчас, согласно предоставляемой по трек-номеру информации, большая часть отправленного товара находится в сортировочных центрах на российской границе. Некоторые посылки все-таки добрались до своих адресатов, однако их число крайне невысоко в сравнении с общим объемом отправлений. И убытки даже от затрат на оплату услуг «Почты России» оказываются нешуточными, ведь многие предприниматели совершают десятки, а то и сотни отправлений ежемесячно.
Так, Иван Крылов, предприятие которого само производит и распространяет товар, в месяц отправлял порядка 200 посылок и заказных писем. И многие из его отправлений не дошли до нужного адреса до сих пор.
«В период с 1 марта по 1 июня мой было отправлено 644 отправления. Из них в марте доставлено 62, в апреле – 59, в мае – 43. И почти все – в Европу. То есть почта получила от меня 644 отправления, а доставила только 164, и те в близлежащие страны. Всего на сегодняшний день до адресатов дошли 465 посылок. Как вы понимаете, большая часть из них была доставлена значительно позже, в основном – в июле», – рассказал Иван.
Отправители, столкнувшиеся с этой проблемой, скооперировались в сообщество в одной из социальных сетей, которое само они называют «союзом обманутых отправителей», а ситуацию в целом – «почтовым коллапсом».
Сейчас для многих из них единственный шанс вернуть свои отправления – подать заявление на розыск. Но и здесь есть нюанс: поиск каждой конкретной посылки может вестись до 3 месяцев. Предприниматели написали письма во все инстанции, которые могли хоть как-то прояснить ситуацию или повлиять на нее. Обращения были направлены руководству «Почты России», в Роспотребнадзор, Роскомнадзор и даже администрацию президента РФ. Как видно из официальных ответов, которые собеседники предоставили РЖД-Партнеру, большая часть структур ограничилась перенаправлением запроса непосредственно представителям самой же «Почты России». Однако и те, кто ответил, нарушений в работе службы не нашли.
«В ходе рассмотрения обращения нарушений требований нормативных актов в области почтовой связи на территории Российской Федерации со стороны ПАО «Почта России» управлением не выявлено», – значится в сообщении Роскомнадзора, которое пришло Максиму Веселову.
«Оказывается, регламентированы только сроки доставки от момента приема посылки в почтовом отделении до выпуска из таможни и передачи перевозчику. Эти сроки ни у каких посылок нарушены не были. А сроки международной доставки не регламентированы и никто не несет за них ответственности», – резюмирует предприниматель.
На сегодняшний день вопрос «застрявших» или и вовсе потерянных отправлений по-прежнему стоит остро. Как стало известно РЖД-Партнеру, подписчики «союза обманутых отправителей» готовят коллективный иск в суд.