Борис Тимофеев, глава распределительного центра в Ногинске METRO, в своей презентации на ПЛАС-Форуме Online & Offline Retail обрисовал роль склада в современном ритейле.
По его словам, перед складским комплексом призван решать четыре глобальные задачи. Во-первых, это хранение запаса, который невозможно быстро привезти от поставщика в ТЦ, например, импортного товара.
Во-вторых, «центр гармонизация» части товарных потоков. Если у сети несколько тысяч точек доставки, будет разумнее обеспечивать их товаром из одного/нескольких мест или от поставщиков. Например, АЗС может формировать 1 заказ на 10 позиций или 10 заказов на одну позицию – очевидно, что с точки зрения администрирования и затрат первый вариант намного лучше.
В-третьих, организация дополнительной обработки товара для РЦ – от стикеровки и создания промопэков и заканчивая сложными дополнительными работами перед отгрузкой товара (например, грунтовка дверей для автомобилей Ford).
В-четвертых, склад может использоваться как «парк поставщиков» в цепочках ритейлер – поставщик – поставщики поставщика. Таким образом снижаются затраты на перевозки у всех участников процесса и появляется возможность быстрого пополнения запасов.
Еще один момент, который осветил в своем выступлении Борис Тимофеев – это организация сети складов. Здесь возможны следующие варианты: центральный РЦ, расположенный на кратчайшем расстоянии между поставщиками и ТЦ, региональные РЦ в городах-миллионниках, сателлитные РЦ для снабжения так называемых «медвежьих углов» (у METRO 10 гипермаркетов из 93 держат запасы для самих себя и близлежащих магазинов).
Также в инфраструктуре необходимо предусматривать базу сортировки фруктов и овощей в месте их входа в РФ. У METRO такие базы функционируют в Новороссийске и Новосибирске (для поставок из бывших союзных республик).
При выходе на Дальний Восток необходимо будет обустраивать базу во Владивостоке, а также налаживать контакты с местными поставщиками и импортерами, чтобы обеспечить оперативность доставки.
Что касается будущего складской логистики, спикер отметил следующие три момента. Первый – это автоматизация логистики, позволяющая максимально исключить человека из процессов. Стоимость человеческих ресурсов вырастает на 40% в год, а значит, рано или поздно технологии позволят сократить затраты на рабочую силу. В числе таких решений эксперт выделил беспилотники, автоматизированные системы хранения, сортировщики, боты, выполняющие функции, например, передачи претензий и анализ систем видеонаблюдения). Также не следует пренебрегать работой над постоянным улучшением как частью технологического процесса – такие проекты дают реально хорошие результаты.
Второй момент – это работа с данными, которая позволяет планировать ресурсы и смотреть информацию здесь и сейчас. Руководитель может видеть данные по каждому сотруднику, где он находится, что делает – информация обновляется раз в час.
Наконец, интернет как канал продаж. В METRO онлайн-продажи выведены в отдельный канал для обслуживания. Таким образом сокращается время обработки заказов и сроки их доставки.
Также склады можно использовать для обработки возвратов от интернет-клиентов.