“Ъ” ознакомился с тарифами на проезд по третьему участку ЦКАД (105 км; cвяжет трассы М-7 «Волга» и М-11 «Нева»), утвержденными госкомпанией «Автодор». Дорогу с разрешенной скоростью движения 110 км/ч откроют на следующей неделе.
Попасть и покинуть ЦКАД можно будет в четырех местах: на пересечении с М-11, М-7, М-8 и подмосковной дорогой Никольское—Горки (с выездом на «малую бетонку» А-107). Между развязками внутри ЦКАД будут действовать отдельные тарифы. К примеру, проезд по маршруту М-11 и М-8 обойдется в 260 руб., М8—А107 — 195 руб. и т. д.
Обладателям транспондеров предложена скидка. Напомним, не существует единого устройства, позволяющего пользоваться всеми скидками на всех платных дорогах. Транспондер «Автодора» даст скидку на проезд от 15% до 50% (принцип «дальше едешь — больше дисконт»). Устройство других эмитентов — ООО «Объединенные системы сбора платы» (оператор дороги М11), ООО «Магистраль северной столицы» (оператор Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге), АО «Новое качество дорог» (оператор обхода Одинцово) — даст лишь 15-процентный дисконт (независимо от пройденного расстояния).
Для грузовиков максимальный тариф по ЦКАД-3 составит 1,66 тыс. руб. без транспондера, 830 руб.— с транспондером «Автодора» и 1,4 тыс. руб.— с транспондером других эмитентов.
Технология free-flow для взимания платы, про которую “Ъ” неоднократно рассказывал, впервые будет применена в РФ. Шлагбаумов нет, средства спишутся со счета автовладельца (над дорогой установлены считывающие рамки с датчиками и камерами). Если денег на балансе не хватило, в течение пяти дней можно без лишних трат погасить долг. По истечении этого срока придется осуществить полную оплату — дисконт сгорает. То же касается автомобилей без транспондера: владельцам дадут пять дней на добровольную оплату полной стоимости проезда. Затем «Автодор» будет взыскивать задолженность, в том числе с помощью судебных приставов, заявлял ранее глава компании Вячеслав Петушенко. Нарушителям грозит и штраф в 2,5 тыс. руб. за неоплаченный проезд, но для этого Госдума должна принять поправки к КоАП. Пока соответствующий законопроект прошел лишь стадию первого чтения.
Строительство трассы A-113 (ЦКАД), платной альтернативы «малой бетонки» (А-107), протяженностью 330 км ведется с 2014 года. Трасса, которая задумывалась для перемещения транспортных потоков от столицы, состоит из нескольких секций (этапов). Пятая, на западе Подмосковья, будет бесплатной (ее участки уже частично открыты для движения), остальные — платные. В строительстве участвуют компании «Автобан», Crocus, АРКС. Объем финансирования ЦКАД составляет 341,2 млрд руб.
К free-flow водителей надо адаптировать, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Нужно запустить дорогу в тестовом режиме, присылая водителям уведомления с символической суммой 1 руб.,— предлагает он.— Это даст возможность привыкнуть к технологии и оценить дорогу. А плату вводить в начале года или феврале».
Эксперт заметил, что третий участок ЦКАД в полноценном режиме работать пока не будет, так как нет прямого съезда на Ленинградское шоссе («Автодор» обещает построить его до конца года).
Первый вариант попасть на М-10 — через М-11 (платная трасса) съехать на «малую бетонку» и стоять в пробке на светофоре, второй — по М-11 двигаться в сторону области до пересечения с М-10 в районе Солнечногорска. Это значит, говорит он, что к объявленному «Автодором» тарифу прибавятся еще 25–200 руб. (зависит от наличия транспондера, времени суток, дня недели проезда). То есть итоговая цена проезда от М-7 до М-10 составит 280–710 руб. «За 710 руб. мало кто поедет,— считает Петр Шкуматов.— Чаще всего у водителей есть транспондер "Автодора", с ним проезд составит 300 руб. Это позволит сэкономить два часа времени и бензина где-то на 150 руб.».
Отметим, вдоль М-10 базируется много логистических центров, а днем большегрузам на МКАД выезжать запрещено. «Участок будет интересен при доставках с консолидационного склада компании в Ногинске в сторону городов СЗФО и северной части ЦФО,— говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.— Стоимость проезда по ЦКАД при использовании транспондера будет окупаться в случае экономии времени доставки более одного часа относительно проезда по А-107 или МКАД. Ограничением для использования ЦКАД является небольшое количество съездов и заездов».
Для доставки срочных грузов с высокой рентабельностью участок будет востребован, считает операционный директор федеральной логистической компании IML Ильгиз Хажиев. «Если экономия времени несущественна, водители будут объезжать платную дорогу, так как экономия на топливе мала,— отмечает он.— Участок не будет загружен, поскольку плата за проезд завышена. Она должна быть уменьшена вдвое, чтобы сравниться с часовой ставкой оплаты труда квалифицированного рабочего или водителя грузовика».