"Основная тенденция, которая характерна для рынка контейнерных перевозок, – это несбалансированность спроса и предложения. Возникшие в 2020 году заторы на погранпереходах между Китаем и РФ также сильно влияют на контейнерные перевозки.
Ключевым драйвером роста в прошлом году стал Китай и его планы на возрождение Великого шелкового пути, что дало увеличение сухопутных грузоперевозок из Китая в Западную Европу. Железная дорога стала ресурсом, заменившим снизившийся тоннаж морских перевозок. В международных контейнерных маршрутах стали перевозить грузы, которые ранее перевозились другими видами транспорта. Железная дорога уступает по скорости авиаперевозкам, но превосходит морской транспорт. Перебалансировка сил в этих отраслях позволила железной дороге занять более выгодные и устойчивые позиции. Грузы, которые ранее перевозились самолетами, из-за резкой отмены пассажирских рейсов были переброшены на железнодорожный транспорт.
Перевозка угля на экспорт в КНР в 20-футовых контейнерах типа open top ускоряет процесс отправки в связи с отсутствием необходимости физически перегружать уголь из полувагонов одной колеи в другую. С технологической точки зрения Open Top выигрывают, но это экономически невыгодно. Контейнеры Open Top дороже стандартных, и при отсутствии обратной загрузки они будут ехать пустыми, что финансовым бременем ложится на отправителей и получателей.
На мой взгляд, в данный момент дополнительные субсидии не требуются, так как впервые за 20 лет себестоимость доставки груза морем стала выше, чем стоимость доставки груза по железной дороге.
Основной проблемой развития рынка контейнерных перевозок является инфраструктурная неготовность. Объем грузопотоков вырос, а мощностей не хватает. По опыту могу сказать, что сейчас часть груза вынуждена простаивать на станциях отправления в Китае по два-три месяца, что негативно влияет на любой бизнес. Кроме того, для развития железной дороги необходимо ввести точное расписание. На данный момент грузополучателям предоставляется только дата отправки со станции, а дата прибытия остается ориентировочной, что немыслимо в современном информационно веке", - Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «Аривист».