Решение проблемы с обеспечением топливом на Дальнем Востоке требует ввода субсидии для РЖД на поставки топлива на рынок ДФО, увеличения норматива продаж бензина на бирже и производства топлива на Комсомольском и Ангарском НПЗ, которые обеспечивают регион бензином, рассказал РИА Новости глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков.
По словам Чирскова, ситуации, подобные той, что наблюдается на Дальнем Востоке, уже бывали в регионе и раньше, но только с независимыми АЗС, а теперь же — с вертикально-интегрированной компанией — ННК. Это связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, которые обеспечивают топливом регион — Комсомольский НПЗ и Ангарский НХК, выпускают недостаточно топлива.
"Чтобы разрешить данную ситуацию, необходимо увеличить производство бензинов на Комсомольском и Ангарском НПЗ. Также нужно ввести льготный тариф с поставкой моторного топлива на Дальний Восток с центральных заводов. И увеличить норматив продаж топлива на бирже с тех же Комсомольска и Ангарска, сделать отдельный норматив для Дальнего Востока", — сообщил глава Приморского топливного союза.
Сейчас норматив обязательных объемов продаж бензина составляет 10% и дизтоплива — 6%. Совместный приказ ФАС и Минэнерго о повышении нормы до 11% и 7,5% соответственно будет принят в феврале. Также обсуждается субсидирование тарифов РЖД для перевозки топлива на Дальний Восток. Минэнерго в октябре внесло соответствующий проект постановления в правительство, но пока вопрос повис в воздухе.
Как пояснили РИА Новости в "Роснефти", потребности всего Дальнего Востока в топливе обеспечивают три НПЗ компании: Ангарский НХК, Комсомольский и Ачинский НПЗ.
"В январе НПЗ компании поставили на биржу объемы бензина и дизеля, значительно превышающие норматив. Так, Комсомольский НПЗ реализовал на бирже 35% от производства автобензинов и 32% дизеля, Ачинский НПЗ – 19% от производства автобензинов и 23% от производства дизеля, АНХК – 18% от производства автобензина и 19% дизеля. При нормативе биржевых поставок 10% бензина и 6% дизеля от производства", — рассказали в компании.
Хабаровский НПЗ, принадлежащий ННК, в январе закрылся на ремонтные работы, из-за чего в регионе наблюдался дефицит бензина. На автозаправках образовались очереди, часть АЗС закрылась из-за отсутствия топлива. ННК совместно с Минэнерго РФ и ФАС организовали дополнительные поставки с НПЗ других регионов, а также из запасов Росрезерва. НПЗ отчитался в среду о завершении ремонта и возобновлении производства автобензинов АИ-92 и АИ-95, заявив, что 3 февраля начал отгрузки топлива с завода на АЗС ННК.
Сложившаяся ситуация совпала с ростом биржевых цен на бензин в начале января. На этом фоне УФАС по Приморскому краю зафиксировало рост цен до 1,5-3 рубля за литр на ходовые марки бензина на некоторых независимых АЗС.