Разработка автопилотов для автотранспорта больше не является приоритетом для Cognitive Pilot (CП Сбербанка и Cognitive Technologies, созданное в 2019 г.), рассказал «Ведомостям» его представитель.
Причина – отсутствие в России, а также в других странах законов и подзаконных актов, регламентирующих перемещение беспилотных авто по дорогам. «Сегодня ни в одной стране мира законодательные вопросы не решены полностью. Есть лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях. Отраслевые эксперты ожидают решения этих вопросов в сроки до 10–15 лет», – объясняет собеседник источник.
Сейчас приоритетные направления Cognitive Pilot – беспилотные системы управления сельхозтехникой, умные системы активной безопасности рельсового транспорта и радары для беспилотного транспорта, рассказывала в январе сооснователь и гендиректор компании Ольга Ускова.
О необходимости модификации нормативной среды для внедрения автономного транспорта говорят и в «Яндексе», разрабатывающем свою систему беспилотного вождения. «В большинстве стран мира регулирование для коммерческих запусков пока только разрабатывается. В будущем беспилотные автомобили станут внедряться в первую очередь в тех регионах, где для этого уже будет создана полноценная регуляторная база», – утверждает его представитель.
Регуляторика в сфере беспилотных автомобилей до сих пор не разработана практически нигде в мире, что влияет на темпы роста этого рынка, рассказывала ранее зампред совета директоров АФК «Система» Анна Белова.
Также не до конца ясны и бизнес-модели, связанные с беспилотными автомобилями, – в частности, потому, что установка такой системы приводит к значительному увеличению стоимости машины, добавляет представитель Cognitive: «Система стоимостью около 800 000 руб. по цене сопоставима с недорогой иномаркой»
Правда, ни Cognitive Pilot, ни «Яндекс» не собираются избавляться от проектов, связанных с беспилотными авто. Исследования и разработки в этой области продолжаются, уверяет представитель Cognitive. Беспилотные автомобили «Яндекса» тестируются в России, Израиле и США – каждая из тестовых зон добавляет новые сценарии для обучения, что помогает подготовить ее к дальнейшему внедрению в разных частях света, говорит представитель компании.
«В сфере автономного транспорта появляются новые игроки, пусть и не в том количестве, как три года назад», – отмечает директор по развитию технологических конкурсов в Российской венчурной компании Юрий Молодых. Например, в декабре 2020 г. Fiat Chrysler заключил эксклюзивное соглашение о партнерстве с Waymo (один из лидеров разработки беспилотников из США). «Но в то же время наблюдается снижение публичной активности разработчиков, связанной с этим направлением, – инвесторы, как и обыватели, перестали ожидать, что в ближайшем будущем беспилотник станет массовым», – отмечает эксперт. Большая часть крупных разработчиков беспилотных автомобилей – публичные компании, торгующиеся на бирже, и от их публичной политики в отношении беспилотных автомобилей зависит капитализация и готовность инвесторов вкладывать деньги, отмечает Молодых.
Перспективы у рынка беспилотных автомобилей есть, но ждать их массового распространения придется долго, считают в агентстве J’son & Partners Consulting. По их оценке, ежегодные продажи беспилотных авто в натуральном выражении составят к 2035 г. до 30,4 млн, в денежном выражении это $364,8 млрд. К этому времени половина всех новых автомобилей в мире будет оснащена системами автопилотирования разной степени независимости от водителя, считают аналитики.
Чтобы полноценно эксплуатировать беспилотные авто, необходимо пересмотреть правила дорожного движения, предусмотреть правила получения права управления таким автомобилем и привлечения к ответственности за нарушение ПДД, отмечает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова: «Также нужно адаптировать законы, регулирующие ОСАГО, каско, особенности фиксации ДТП и определения страхового возмещения».
В минимальный перечень поправок необходимо внести правила допуска беспилотного автомобиля к участию в дорожном движении, предусмотреть систему проверки его безопасности.