Компания Cognitive Pilot (СП Сбербанка и группы Cognitive Technologies) подвела итоги коммерческого применения своей системы автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Agro Pilot. Речь идет о работе зерноуборочных комбайнов в период уборки урожая в 2020 году в 35 регионах России. Как утверждают в компании, это был первый в России опыт коммерческого использования беспилотного транспорта. До сих пор такого опыта реального (а не демонстрационного, экспериментального, пилотного и т.п.) применения беспилотников не было ни в одном из транспортных сегментов — ни в автомобильном (включая автобусы), ни в грузоперевозочном, ни в авиационном, ни в морском, ни в сельскохозяйственном.
Один из контрактов на приобретение системы автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Agro Pilot был заключен с АПХ «Залесье» — крупным производителем продуктов питания и сельхозпродукции в Калининградской области. Система была установлена на зерноуборочный комбайн марки John Deere. В настоящий момент идут переговоры об оснащении системой всего парка комбайнов.
Как заявил при подписании контракта председатель совета директоров АПХ «Залесье» Андрей Романов, предприятие рассчитывает, что использование системы Cognitive Agro Pilot позволит сократить потери урожая при уборке, расход топлива и других ресурсов, повысит безопасность проведения сельхозработ. «И главное — сократит время уборки, что крайне важно для дождливого климата и короткого периода уборочной страды, характерного для Калининградской области», — подчеркнул он.
Результат использования беспилотной системы сельхозпроизводителей вполне удовлетворил. Как сообщил Александр Кузнецов, менеджер проекта ООО «Ушаково — Агро» (входит в группу компаний АПХ «Залесье»), непосредственно занимающийся внедрением беспилотных комбайнов, «система позволила механизатору доверить управление техникой роботу-помощнику и в большей степени сосредоточиться на контроле качества процесса уборки урожая. В итоге механизатор стал меньше уставать, что дало ему возможность повысить дневную выработку. Система позволила сократить потери урожая при уборке, расход топлива, других ресурсов, а также время уборки».
В компании Cognitive Pilot сообщили, что судя по результатам анализа итогов уборочной кампании использование системы Cognitive Agro Pilot позволяет сократить прямые потери урожая от 8 до 13%, снизить расхода топлива во время уборки до 5%. В результате себестоимость зерна снижается на 3–5%. Кроме того, сроки уборочных работ сокращаются в среднем до 25% — за счет того, что «механизаторы стали меньше уставать, что дало им возможность повысить дневную выработку до 25%».
Помимо Калининградской области, беспилотные комбайны работали еще в 34 регионах России. С июня по октябрь 2020 года в автономном режиме более 350 комбайнов, оборудованных Cognitive Agro Pilot, обработали свыше 160 тыс. га площадей и собрали более 720 тыс. т урожая в Калининградской, Калужской, Курской, Белгородской, Тамбовской, Пензенской, Ростовской, Томской, Курганской областях, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях. В общей сложности под управлением системы техника проработала более 230 тыс. часов, преодолев свыше 950 тыс. км.
Согласно расчетам, совокупный объем экономии за счет применения Cognitive Agro Pilot составил более 500 млн руб. — на топливе, сопутствующих материалах, сокращении времени уборочной кампании (количества моточасов) и активной работы комбайнов, амортизации оборудования, продлении срока активной работы техники до капитальных инвестиций, снижении роли человеческого фактора, оптимизации бизнес-процессов и других параметров. Поскольку установка Cognitive Agro Pilot на каждый из 350 комбайнов стоила в среднем 800 тыс. руб., получается, что система окупилась уже за первый сезон и даже принесла прибыль — около 600 тыс. руб. с каждого комбайна.
В компании отметили, что количество заказов на систему Cognitive Agro Pilot в начале 2021 года резко возросло — за один январь 2021 года Cognitive Pilot выполнила 35% годового плана продать 1230 комплектов.