На дорогах Подмосковья вводится интеллектуальная транспортная система – об этом говорили в ходе заседания круглого стола Комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации.
«Цифровизация в настоящее время является неотъемлемой частью нашей жизни, - подчеркнул председатель Комитета Олег Григорьев. - Если, скажем, лет пять назад сложно было представить наличие на дорогах автомобилей без присутствия в них человека, то уже сейчас проходят тестирование несколько десятков беспилотных машин. Различные производители уже выделили в отдельное направление разработку беспилотного транспорта. И хочется отметить, что отечественные интеллектуальные алгоритмы, управляющие такими автомобилями, ничуть не уступают, а порой и превосходят их зарубежные аналоги».
«Всё больше и больше на автомобильных дорогах используется новых технических средств организации дорожного движения – это различные интеллектуальные транспортные системы, включающие в себя и «умные светофоры» и динамические дорожные знаки и современную разметку», - отметил Олег Григорьев.
Общие данные
Директор ГКУ «ЦБДДМО» Малик Серазетдинов привёл общие данные по Московской области.
В Подмосковье насчитывается:
- 14,2 тыс. км дорог;
- Зарегистрировано 3,5 млн. транспортных средств.
В Подмосковье используются следующие технические средства:
- 58 камер «безопасный регион»;
- 1257 комплексов фотофиксации;
- 45 комплексов фиксации нарушений правил остановки и стоянки;
- 900 светофоров;
- 66 стационарных детекторов транспорта и 3 мобильных детектора;
- Региональная навигационно-информационная система (РНИС).
На сегодняшний день в Подмосковье установлено:
- 1257 стационарных комплексов фотовидеофиксации;
- 200 передвижных;
- 45 мобильных.
Такие комплексы фиксируют следующие виды нарушений:
- превышение скоростного режима;
- движение по обочине, по полосе общественного транспорта, грузового транспорта далее второй полосы;
- нарушения пересечения разметки, связанные с проездом перекрестка, скоростного режима на протяжённых участках дорог, остановки/стоянки транспортных средств.
С 2019 года начала внедрятся предобработка полученных видео и фото материалов искусственным интеллектом. На сегодняшний день уже 30% обрабатывается ИИ, остальные – операторами.
Малик Серазетдинов подчеркнул, что процент ошибок ИИ сопоставим с теми, которые совершаются человеком. Поэтому планируется, что искусственным интеллектом будет охвачено всё больше материалов.
Благодаря работе системы фото и видео фиксации с 2016 года на территории Московской области снизилось:
- На 29% число ДТП;
- На 30% число пострадавших;
- На 3% смертность на дорогах.
Новые технологии на страже дорог
В рамках пилотного проекта в июле 2020 года была запущена автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Это целый комплекс программно-технических средств и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, улучшение параметров улично-дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической обстановки.
Система охватила тринадцать участков дорог протяжённостью 65 километров в Сергиевом Посаде и семь участков в Красногорске.
Функционал АСУДД включает в себя вызов МЧС, бригад скорой помощи, полиции и других оперативных служб. Система позволяет корректировать общий трафик движения в случае заторов – к ней подключена и работа светофоров, систем фото и видео фиксации. Наблюдая общую картину на дорогах и получая информацию в режиме реального времени, операторы формируют общую аналитику.
В течение первых месяцев с момента запуска пилотного проекта среднесуточное время в пути сократилось на 9% и 11,9% при увеличении интенсивности движения на 19% и 13,1%. В пиковые часы сокращение времени в пути достигло 20%.
ДТП без пострадавших
Порядка 30% пробок в Подмосковье образуются из-за ДТП без пострадавших.
Ранее Правительством РФ была определена процедура оформления таких ДТП, которая предусматривает возможность самостоятельного оформления, без необходимости ждать сотрудников ГИБДД.
С 2020 года в Подмосковье заработала «горячая линия» помощи при ДТП без пострадавших.
Гражданин, который стал участником ДТП, звонит по единому номеру 112 и сообщает об аварии. Там ему задают два вопроса – есть ли пострадавшие и произошел ли разлив топлива. Если на оба вопроса получен ответ «нет», то попавшего в аварию водителя соединяют с оператором горячей линии. Оператор рассказывает, как правильно оформить документы на месте.
Центр беспилотников в Подмосковье
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021) между ПАО «Сбербанк» и Правительством Московской области было подписано соглашение о совместном развитии беспилотного транспорта. Оно предполагает создание в Подмосковье испытательного центра для беспилотных автомобилей.
Центр позволит создать новые рабочие места и развивать новые технологии в регионе.