← Логистика, грузы

Путин поручил найти виновных в срыве сроков развития БАМа и Транссиба

Правительство РФ и ОАО "Российские железные дороги" – в лице премьера Михаила Мишустина и главы монополии Олега Белозерова – к 1 июля должны рассмотреть вопрос "об ответственности должностных лиц, допустивших срыв сроков планов-графиков" проводимой модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

"Такой пункт содержится в закрытой части перечня поручений президента РФ от 5 июня по вопросам развития этой железнодорожной инфраструктуры", - пишет в среду "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, знакомые с полным текстом документа.

О каком срыве сроков идет речь, не уточняется. Формально показатели по провозной способности, соответствующей I этапу развития "восточного полигона" (144 млн тонн), были достигнуты еще в 2020 г. вместо 2021 г. Вместе с тем, задержки с вводом конкретных объектов нередки, отмечает издание.

В 2019 г., напоминает в этой связи "Коммерсантъ", Счетная палата РФ (СП РФ) заявляла, что, тогда как по паспорту проекта в 2018 г. должны были быть построены 11 разъездов и 78 км дополнительных путей, по итогам года был принят лишь один объект. В 2019 и 2020 гг. инвестиции в стройку на "восточном полигоне" были освоены не полностью из-за проблем с подрядчиками и кадрами, добавляет газета.

Кроме того, согласно поручению президента, до 15 апреля 2022 г. Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности РФ, министерство внутренних дел РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная антимонопольная служба РФ должны провести проверку соблюдения законодательства при использовании государственных ресурсов, выделенных на развитие магистралей, также пишет издание.

Первая очередь проекта оценивалась в 520,5 млрд руб., вторая – в 719,8 млрд руб. (может подорожать до 759,1 млрд руб.), обсуждается третья очередь. Финансируется развитие "восточного полигона" за счет инвестиционной программы РЖД и бюджета, уточняет "Коммерсантъ".

До 15 января СП РФ также должна провести контрольные мероприятия, выявив эффективность и результативность использования средств, привлеченных на расширение линий за счет инвестиционной надбавки к тарифу на грузоперевозки, в том числе – на капитальный ремонт путей. В Счетной палате газете подтвердили, что такое поручение есть, и сейчас прорабатывается его включение в план работы.

Соответствующая целевая надбавка в 2% была исходно введена в 2017 году на один год и должна была исчезнуть из базы индексации с 2018 года. РЖД уговорили своих клиентов сохранить ее при одновременном обнулении экспортной надбавки в 8% с 2019 г., напоминает издание.

Однако экспортную надбавку на все грузы, кроме нефтепродуктов и алюминия, в итоге тоже сохранили, проиндексировав и порожний пробег полувагонов на 6%, а также ввели новую надбавку – в 1,44% на компенсацию изменений налогового законодательства. Средства от наценок должны были использоваться в том числе на строительство объектов, предусмотренных национальным планом модернизации инфраструктуры, к которым относится и развитие "восточного полигона", отмечает "Коммерсантъ".