Министерство инфраструктуры опубликовало проект приказа о внесении изменений в коэффициенты, применяемые к тарифам на перевозку грузов ж/д транспортом начиная с 1 сентября. Это приведет к подорожанию грузоперевозок, но бизнес не поддерживает такое решение, сообщили в Европейской бизнес ассоциации (ЕВА).
В итоге, тарифная нагрузка на бизнес будет расти на 10,1 млрд грн ежегодно. К примеру, расходы предприятий топливно-энергетического комплекса потенциально вырастут на более чем 30%, или 2 млрд грн ежегодно.
"Такое повышение себестоимости будет иметь катастрофические последствия для угольной и энергетической отраслей, в которых значительное количество предприятий сейчас убыточны или дотационные и находятся в затруднительном финансовом положении", – отметили в ЕВА.
Поэтому в сообществе не поддержали такую инициативу и призвали власти отозвать документ. Эксперты ассоциации считают, что система тарифов "Укрзализныци" требует комплексного пересмотра, а не точечного повышения. Этого можно достичь путем реорганизации компании, что предусмотрено рядом законопроектов.
Также в сообществе предупреждают, что от такого повышения пострадает и строительная отрасль. Так, перевозки строительных грузов перейдут с ж/д дороги на автотранспорт.
Кроме того, повышение не было предусмотрено финпланом "Укрзализныци" на текущий год и является необоснованным. В Кабмине такое решение обосновывают ростом количества перевозок "убыточных" грузов и пустых вагонов. При этом расчет себестоимости перевозок по видам грузов не предоставляется. Также не проведена полная оценка влияния повышения тарифов на различные отрасли, считают в ЕВА.
Еще в ассоциации указали, что расчетный эффект повышения доходов "Укрзализныци" в размере около 10-12 млрд грн за 2021-2022 годы является завышенным.
К тому же эксперты подчеркнули, что одной из ключевых проблем является убыточность именно пассажирских перевозок. Бизнес подсчитал, что в 2020 году она составила 13 млрд грн. Одновременно 100% прибыли от грузоперевозок было направлено на покрытие этих растущих убытков.
"Поэтому важной задачей все же должно быть решение проблемы значительной убыточности пассажирских перевозок", – заявили в ассоциации.
Серди прочего такое увеличение тарифов призвано увеличить финансовую возможность для ремонта основных активов, используемых в грузовых перевозках, и инфраструктуры. Также средства планируют направить на обеспечения безопасности движения поездов.
При этом представители бизнеса указали, что предыдущие повышения обосновывались так же. Поэтому вначале нужно уточнить информацию об использовании средств. А планы по осуществлению в 2021-2022 годах реконструкции ж/д инфраструктуры и модернизации состава уже были предусмотрены в финплане без учета повышения тарифов.
"Важно создать рабочую группу, которая разработает комплексную, прозрачную систему формирования тарифов..., обработает альтернативные способы улучшения финансового результата..., в частности, путем оптимизации расходов, уменьшение непрофильного налогообложения (отмена налога на землю для УЗ), сокращение убыточности пассажирских перевозок", – добавили в ЕВА.
Напомним, в июне этого года среднесуточные объемы перевозки грузов достигли 721 тыс. т, что на 9% больше показателей прошлого года. По сравнению с докризисным 2019-м грузоперевозки выросли на 5%.