Во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС сообщают о разработке стандарта «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Карта спасения транспортного средства. Термины и определения. Общие требования». Проект документа не опубликован, но «Коммерсантъ» ознакомился с его содержанием.
Автопроизводители, следует из текста, должны будут нанести на кузов автомобиля в «легкодоступных местах» специальную маркировку — штрихкод, QR-код и RFID-метку, считав которые, спасатель сможет получить доступ к электронной «карте спасения» машины.
Этим термином названа, по сути, инструкция, как безопасно разрезать (или разобрать) поврежденную машину и вытащить из нее пострадавшего человека. Карта, создать которую должен производитель транспортного средства, будет содержать сведения, в частности, о расположении бензобаков, аккумуляторов, подушек безопасности, электропроводке, топливопроводов, местах усиления кузова и т. д. При ДТП, когда машина получила значительные повреждения, прибывшие на место сотрудники экстренных служб с помощью специальных устройств (вероятно, речь идет о планшетах) будут считывать маркировку, получив доступ к базе данных с картами. По задумке ВНИИ ГОЧС, карты должны будут находиться в едином «информационном ресурсе», управлением которого займется «организация, уполномоченная правительством».
Подобные карты в Европе называются rescue sheet, рассказал руководитель центра испытаний ФГУП НАМИ Денис Загарин. Для автопроизводителей участие в этом проекте является добровольным, пояснил он, но в рамках системы EuroNCAP (краштесты) наличие rescue sheet повышает рейтинг модели как более безопасной, что напрямую влияет на продажи. В методике по составлению «карты» (ее разработала международная ассоциация пожарных и спасателей CTIF), среди прочего, даются инструкции по работе с электромобилями, машинами на сжатом газе и водородном топливе.
По действующему законодательству, напомним, все ГОСТы по умолчанию являются добровольными, но ВНИИ ГОЧС в тексте несколько раз употребляет слово «должен» в отношении автокомпаний.
Стандарт станет обязательным, поясняет знакомый с ситуацией источник, если на него будет ссылка в законе или постановлении правительства (например, ПДД ссылаются на стандарты по дорожным знакам, разметке и т. д.). Другой вариант — ссылка на стандарт в техрегламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (ТР-ТС 2011), нормы которого обязаны соблюдать все автопроизводители. Внесение поправок в регламент, напомним, требует согласований на международном уровне, это процесс занимает несколько лет.
Современные автомобили устроены по универсальному принципу, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Всегда понятно, где находится бензобак, двигатель и остальные ключевые узлы и агрегаты». Эксперт считает, что маркировка может вызвать вопросы у автовладельцев, поскольку будет наноситься на внешних частях машины (салон и подкапотное пространство в случае ДТП, как правило, недоступны). «Разумнее выпустить документ с планом работы спасателей при фронтальном, боковом ударе, при перевороте,— считает господин Шапарин.— Тип автомобиля уже конкретной роли не играет».
Эксперт считает, что автопроизводители будут противодействовать принятию нововведений, поскольку это приведет к «существенным расходам»: «Непонятно, кто будет содержать эту базу данных, нужно ли дополнительно сертифицировать модели».
Новая маркировка повлечет затраты, которые будут переложены в итоге на покупателя, подтверждают источники среди автоконцернов. Они сомневаются в целесообразности создания таких «карт спасения», в том числе из-за широкого перечня сценариев, на ознакомление с которыми уйдет слишком много времени. Сергей Удалов из «Автостата» также говорит о потенциальном росте стоимости и нецелесообразности создания такого документа. Он напоминает о подробных технических картах по ремонту, где написано, что нужно сделать, например, чтобы снять свечи, но это ощутимый объем документации, на изучение которого нужно время.