Согласно отчету компании Alto Consulting Group «Рынок судового топлива в России. Текущая ситуация и прогноз 2021–2025 гг.», на протяжении последних 3 лет в стране наблюдается спад производства судового топлива. Так, в 2019 году в России было произведено 10 244,3 тыс. т судового топлива, что на 4% меньше объема производства 2018 года. Лидером производства судового топлива (в тыс. т) от общего произведенного объема за 2019 год стал ДФО с долей около 32,2%.
В период 2017–2020 гг. средние цены производителей на судовое топливо упали на 10,6%, с 15 тыс. руб. за тонну до 13,4 тыс. руб. Наибольшее падение средних цен производителей произошло в прошлом году, тогда темп роста составил -39,3%.
Средняя цена производителей на судовое топливо в прошлом году уменьшилась на 39,3% к уровню прошлого года и составила 13 407,4 руб./т.
В разговоре о спаде производства судового топлива руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок Бегляр Новрузов напоминает, что с 2 июня по 1 октября прошлого года в РФ был введен временный запрет на импорт судового топлива. По итогу речной навигации 2020 года по внутренним водным путям РФ было перевезено 108,9 млн т, что составило 100,8% к уровню перевозок в 2019 году (в 2019 г. было перевезено 108,2 млн т).
«Можно сделать вывод, что ни спад производства отечественного, ни временный запрет на импорт иностранного судового топлива не оказали влияния на объем перевозок», – говорит эксперт.
По его мнению, скорее всего, наибольшее влияние на значительное снижение речных грузовых перевозок может оказать значительное повышение цен на судовое топливо, которое заставит поднять стоимость речных перевозок и, как следствие, переключение грузов на другие виды транспорта.